Политика

Карточный домик украинского правосудия. Борьба с коррупцией или игра в имитацию?

Несмотря на то, что за последние годы для борьбы с коррупцией в Украине были созданы различные специализированные структуры: Нацагентство по борьбе с коррупцией (НАБУ), Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП), Нацагентство по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) и в итоге — Высший антикоррупционный суд, расследования многих заявленных громких коррупционных дел так и не доведены до конца.

Экс-чиновники не только не получили заслуженного наказания, им еще удается добиться решения суда о восстановлении на свои прежние должности. В результате попытка действующей власти сымитировать борьбу с коррупцией в последнее время действительно все чаще напоминает просмотр телеканала Discovery – поймали зверюшку, показали на камеру, сделали несколько «селфи» и отпустили в природную среду обитания.

Украинский суд – самый гуманный суд в мире

Месяц назад, 16 ноября, Специальная антикоррупционная прокуратура объявила Мирославу Продану о подозрении в незаконном обогащении (ч. 3 ст. 368-2 УК). Продан подозревается в приобретении за время работы “на должностях и.о. заместителя и руководителя ГФС” с июля 2016 года по июнь 2018 года в собственность более 89 млн грн, за которые “приобретен ряд объектов недвижимого имущества и транспортных средств”. С целью сокрытия принадлежности реального владельца регистрация права собственности осуществлялась на близкого человека. Среди приобретенных объектов: 2 квартиры в элитной столичной новостройке стоимостью 6,7 млн грн; два дома в Турции стоимостью 78 млн грн; три автомобиля представительского класса общей стоимостью 3,4 млн грн. Несмотря на то, что САП обратилась в суд с ходатайством об избрании для Продана меры пресечения в виде содержания под стражей, 4 декабря Соломенский суд Киева отпустил чиновника домой и применил к нему только меру в виде личного поручительства.

Новость о том, что Окружной административный суд Киева 11 декабря принял решение о восстановлении в должности экс -главу ГФС Украины Романа Насирова вызвала недоумение у многих. Ведь чиновника обвиняют в причастности к так называемой «газовой схеме Онищенко», в которой он якобы принял ряд решений о рассрочке сумм платежей по рентной плате за пользование недрами для задействованных в схеме компаний на общую сумму более миллиарда гривен. Следствие считает, что такими решениями государству нанесен ущерб на сумму почти 2 млрд. грн. Тем не менее, Насиров не только отсудил право вновь занять один из самых престижных постов в Украине, но и получить от государства выплату в размере 180 тысяч гривен за время отсутствия на рабочем месте.

Комментируя решение столичного суда по данному поводу в посольстве США в Украине заявили, что судебная и антикоррупционная реформы Украины далеки от совершенства. «Украинский народ заслуживает правительственных чиновников, которые не злоупотребляют своими должностями, а также эффективную, справедливую судебную систему, которая может привлекать к ответственности влиятельных лиц» – говорится на странице диппредставительства в Facebook.

Впрочем, у президента Петра Порошенко иное мнение на этот счет. Выступая на конференции «Роль Верховного Суда в обеспечении прав и свобод прав и свобод человека» 14 декабря он отметил существенный прогресс Украины в данном направлении. «Начиная судебную реформу, в которую далеко не все верили, мы ставили перед собой цель создать сильный, независимый, свободный от коррупции суд, который исповедует верховенство права, принципы компетентности, независимости, непредвзятости и ответственности…», – заявил глава государства. По его словам, те шаги, которые были сделаны два года назад по деполитизации и усилению независимости судебной ветви власти дают первые результаты. «Сегодня именно ВСУ ярко демонстрирует, что все это возможно на практике. И теперь в дальнейшем именно от вас, уважаемые судьи, зависит удержим ли мы эти позиции, станет ли ВСУ реальным лидером изменений в судебной системе и как быстро судебная власть станет сильной, независимой, и эффективной в интересах каждого простого украинца», – отметил Порошенко. Он убежден, что именно ВСУ должен стать примером для других судов, Высшего антикоррупционного суда, и Высшего суда по вопросам интеллектуальной собственности, конкурсы в которые в данный момент проводятся Высшей квалификационной комиссией судей. «Я верю в каждого из вас, я точно верю в справедливый украинский суд. Я верю в Украину. Слава Украине!», – завершил свою речь Порошенко.

Удивительные возвращения

Между тем, последние решения судебных инстанций в отношении коррупционных чиновников заставляют задуматься об их чрезмерной гуманности по отношению к данной категории граждан в нашей стране. Только в течении 2018 года суды различных уровней отменили десятки решений об увольнении государственных служащих, подозреваемых в коррупции.

К примеру, немногим раньше восстановиться в должности через суд сумел экс-глава Госслужбы по чрезвычайным ситуациям Украины Сергей Бочковский, которого 25 марта 2015 года, вместе с его бывшим первым заместителем Василием Стоецким, публично задержали прямо в зале заседаний Кабмина на глазах у всей страны. Обоим инкриминировали организацию преступных схем по закупке горючего у частных компаний по завышенным ценам. По данным правоохранителей, экс-чиновники нанесли государству ущерб на сумму свыше 6,6 млн грн.

В октябре текущего года, тот же Окружной админсуд столицы восстановил в должности председателя Госавиационной службы Дениса Антонюка, которого подозревали в коррупции при выдаче прав на эксплуатацию авиамаршрутов, а также в монополизации авиарынка и препятствовании новым авиакомпаниям в выполнении полетов в Украину. Суд обязал Госавиаслужбу выплатить ему 269 тыс грн. зарплаты.

В январе текущего года, суд восстановил в должности экс-начальника управления уголовного розыска Национальной полиции Киева Леонида Куряту, подозреваемого по делу о стрельбе в с. Княжичи (Киевская область). Основанием для восстановления стало то, что Генпрокуратура не предоставила материалы служебного расследования по обстоятельствам событий с участием полицейских в Княжичах. Суд также обязал управление Нацполиции выплатить Куряте заработную плату в размере 104 тыс грн.

А Одесский апелляционный административный суд восстановил Александра Кузьменко в должности прокурора Приморского района Одессы. Также судьи сняли для него запрет в течение 10 лет занимать должности в государственном секторе. Кузьменко уволили в марте 2015-го в соответствии с законом «Об очистке власти». В Одесском апелляционном административном суде дело рассматривала коллегия судей, которая решила возобновить экс-прокурора в должности из-за «неконституционности» закона о люстрации. Между тем Конституционный суд Украины своих выводов по закону не обнародовал. И это далеко не весь перечень.

«Корень зла» безнаказанности

По словам главы правления правозащитной организации Tansparency International Ukraine Ярослава Юрчишина, существуют несколько факторов, которые позволяют топ-коррупционерам оставаться безнаказанными. «Объективные – коррупционные дела и в развитых странах расследуются и рассматриваются годами. Относительно ситуаций по восстановлению на должностях, то на руку подозреваемым действуют устаревшие трудовые отношения. А именно действующий трудовой кодекс, который принимался в 1974 году. Что же касается субъективных факторов, то судьи очень неохотно выносят приговоры по топ-чиновникам, всячески затягивая принятие этого решения. Потому что мы до сих пор не добились надлежащих гарантий защиты прав судьи с одной стороны и их независимости с другой», – сказал «ЭН» эксперт. По его словам, вместо того, чтобы устанавливать правосудие, судьи фактически ищут пути, как вывести из-под удара представителей системы, значительная часть которых до сих пор остается во власти.

В свою очередь эксперт программы «Международная и внутренняя политика» Украинского института будущего Игар Тышкевич считает, что причиной все большего количества восстановлений в должностях чиновников является то, что во всех ветвях украинской власти искажено представление о функциях, которые они должны выполнять. «Назвать человека коррупционером или преступником по закону может только суд. И если человека увольняли с нарушением процедур, то возникают вопросы к квалификации исполнителей. Если чиновник не имеет уважения к институции, в которой он работает, то его должность попросту превращается в «место для кормления». Дело Насирова — это только симптом болезни общества, в котором и президент, и другие ветви власти не имеют уважения друг к другу», — резюмировал Тышкевич.

Бессрочные расследования

Хотя на финансирование новых антикоррупционных органов уже потрачено более 5 млрд. грн., а ежегодный бюджет ГПУ, МВД, СБУ достигает 70-90 млрд. грн., большинство коррупционных дел, на которых активно пиарилась действующая власть, так и не доведены до логического конца.

Так, в 2016 году начался (и продолжается до сих пор) громкий скандал из-за махинаций с продажей добытого государством газа. В организации махинаций подозревают нардепа Александра Онищенко. Ущерб Украине составил 3 млрд. грн. Онищенко не признает своей вины, но успел сбежать за границу. Сейчас он находится в Испании. Официальный Мадрид начал процедуру экстрадиции нардепа-беглеца. Его обязали ежемесячно являться в суд. Онищенко заявляет о намерении доказать свою невиновность в испанском суде, поскольку получил политическое убежище в этой стране. По этому же делу продолжается расследование в отношении Романа Насирова.

В украинских судах нередко рассыпаются все доказательства, собранные НАБУ и САП. Так, в октябре 2017 года НАБУ обвинило должностных лиц Минобороны в растрате миллионов гривен при закупке топлива для нужд армии. После победы в конкурсе, стоимость закупки топлива была увеличена в среднем на 16%, совокупно – на 149 млн грн. Под подозрения попали высшие чиновники ведомства – замминистра обороны Игорь Павловский и директор департамента, занимающийся вопросами госзакупок и поставкой материальных ресурсов – полковник Владимир Гулевич. Однако, 27 марта 2018 года Киевский окружной административный суд отменил ключевое доказательство НАБУ в деле против Минобороны и “Трейд Коммодити” – акт Государственной аудиторской службы, на котором основывались обвинения. В сентябре 2018-го Киевский апелляционный административный суд оставил это решение в силе. “Из-за вмешательства НАБУ и САП армия из своего бюджета переплатила за топливо 195 млн грн. Единственный фактический результат дела о закупках топлива Министерством обороны Украины – это прямой финансовый ущерб государству”, – заявил заместитель министра обороны Игорь Павловский.

Летом 2017 года в НАБУ обнародовали разоблачение так называемой «янтарной схемы», в которую были вовлечены два народных депутата: Борислав Розенблат из БПП и Максим Поляков из «Народного фронта». Оба депутата, по версии следствия, получали взятки на десятки тысяч долларов. САП завершила досудебное расследование и на этом дело пока остановилось.

Лидер Радикальной партии Олег Ляшко задекларировал выигрыш в лотерею 570 тысяч грн. НАБУ лишь спустя полгода получило доступ к материалам лотереи.  В  СМИ  даже появились упоминания, будто в недрах САП и НАБУ готовится представление о снятии неприкосновенности с лидера Радикальной партии Олега Ляшко. “Перед президентскими выборами власть использует антикоррупционные органы для дискредитации политических оппонентов. Вместо того чтобы реально бороться с коррупцией, Порошенко лично дает указания фальсифицировать против меня обвинения”, – написал Ляшко на своей странице в Facebook. В данный момент судьба выигрыша находится в подвешенном состоянии.

Заместитель министра здравоохранения Роман Василишин 8 июля 2016 года был задержан за систематическое взяточничество и создание «системы поборов с врачей киевских больниц». Однако уже 23 августа суд восстановил его в должности. Потом его арестовывали и опять отпускали. В данный момент дело фактически зависло.

В июне 2016 года  состоялось громкое задержание  первого заместителя главы Николаевской облгосадминистрации Николая Романчука по делу о получении взятки в размере $90 тыс. за предоставление разрешения на обустройство карьера по добыче известняка. “Чиновник хранил дома чемодан с 300 тысячами долларов США и большое количество ювелирных изделий. Под зданием сотрудники спецслужбы обнаружили сеть туннелей, в которых находились сейфы с золотыми слитками, старинными иконами, антиквариатом, столовое серебро. В сейфах также хранилась “черная бухгалтерия”, которая доказывает проведение коррупционных сделок”, –   сообщала пресс-служба СБУ.  Сюжеты о задержании и обысках показали почти все телеканалы. Однако, Романчук  свою вину не признал,  а обнаруженное золото назвал подарком от  трудового коллектива на день рождения. В апреле 2017 года Центральный районный суд Николаева возобновил слушания по делу  Николая Романчука. Процесс традиционно затягивается, продолжается допрос свидетелей,  ни один из которых вину Романчука так и не подтвердил.

Дело «бриллиантовых» прокуроров 2015 года, которое касалось двух самых влиятельных на то время прокуроров ГПУ: экс-заместителя начальника Главного следственного управления Владимира Шапакина и бывшего зампрокурора Киевской области Александра Корнийца также особо не продвинулось вперед. Хотя впервые сами сотрудники ГПУ обвинили и задержали своих коллег. У задержанных нашли 500 тыс. долл. Также во время обысков обнаружили драгоценности, ценные бумаги, огнестрельное оружие и знаменитые 35 пакетов с бриллиантами, которые и дали название делу. По данным следствия, они получили взятку в размере 3 млн 150 тыс. грн за то, что обещали разблокировать работу предприятия, которое занималось добычей песка в Киевской области. В результате, ключевые свидетели отказываются давать показания, а само дело, которое стало символом борьбы с коррупцией, затягивается и разваливается.

Для сравнения: Согласно украинскому законодательству в случае кражи в магазине на сумму от 175 грн. может последовать уголовное наказание. Статья 185 УК Украины предполагает срок лишения свободы до 3 лет. Примечательно, что судьи очень оперативно принимают решения в таких делах.

Как наказать симулянтов?

Ввиду того, что прорехи в украинском законодательстве позволяют коррупционным чиновникам искусственно создавать основания для перенесения судебных заседаний, расследование их дел тянется годами, и очень часто позволяет вовсе избежать наказания. По мнению бывшего Генпрокурора Украины Святослава Пискуна, у следствия и далее будут возникать проблемы с «топ» и «вип» – коррупционерами, которые всеми средствами пытаются затянуть процесс расследования уголовных дел на начальных стадиях. «Необходимо упростить порядок. Например, заболел обвиняемый – так пускай лечится. Если мы можем заочно судить, давать года экс-президенту Виктору Януковичу за государственную измену, то почему нельзя арестовать заочно? Если следователь принес документы в суд и адвокаты ничего не упростили, арестуйте заочно. Для чего нужно устраивать этот цирк и тянуть больного человека в суд? И не первый раз. То Корбан лежал в суде, то Насиров… Это ведь говорит о том, какое судопроизводство в Украине. Не судопроизводство виновато. Виновны депутаты, которые не умеют отреагировать на запросы сегодняшнего времени», – заявил он. «Наша неразумная система реформ, система судопроизводства не направлена не решение вопроса борьбы с коррупцией. Она направлена на то, чтоб эта коррупция в государстве процветала. И это дорого обойдется, в первую очередь, украинскому народу», – резюмировал чиновник.

Напомним, в Индексе восприятия коррупции Transparency International за 2018 год наша страна заняла 130 место среди 176 стран. «Взяточничество обходится мировой экономике ежегодно в более чем 1,5 трл. долл, или 2% от глобального ВВП. Коррупция — это коррозия, которая не признает границы», — ранее сказала директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард.

«По оценке МВФ, ежегодно Украина теряет от коррупции около $2 млрд долларов. … Это цифра, которая соответствует почти двум бюджетам Нацполиции, более 10 ежегодным бюджетам Генеральной прокуратуры, это около двух третей оборонного бюджета, это больше ежегодного бюджета на здравоохранение или систему образования», –  заявил председатель консультативной миссии Европейского Союза в Украине Кястутис Ланчинскас. По его словам, эти средства могли бы быть использованы на выплату  зарплат полицейским, врачам, учителям.

Таким образом, общий коррупционный урон за 2014-2018 гг. в Украине составил более 200 млрд. грн. Необходима политическая воля для реальной и системной борьбы с коррупцией, а не имитация, призванная развлекать публику накануне выборов. Под надзором гражданского общества, когда дела доводятся до логического завершения, а взяточники и коррупционеры отвечают по всей строгости закона.

Ксенiя Лазоренко