Политика

НАТО укрепляет тылы

В ходе Варшавского саммита НАТО его участники приняли ряд важных решений по усилению своих границ, а также осудили агрессивные действия России против Украины, пообещав последней поддержку в сфере реформирования оборонного сектора. В то же время лидеры стран Альянса все еще надеются избежать новой «холодной войны» с Москвой.

Накануне в Варшаве завершился двухдневный саммит стран НАТО. Встреча стала третьим в истории альянса собранием на территории бывшего соцлагеря после саммитов в 2006 г. в Риге и в 2008 г. в Бухаресте.

Ее необходимость, в первую очередь, была вызвана агрессивными действиями России на геополитической карте мира. Речь идет об аннексии Крыма, участии в боевых действиях на Донбассе и наращивании военного потенциала от Баренцева моря до Балтийского моря и от Черного моря до восточной части Средиземного моря. Такое положение вещей заставляет страны НАТО продолжить трансформацию своей политики и вернуться к позиции силы в коллективной обороне.

Одним из важнейших решений стало решение об усилении военного присутствия в восточной части Альянса. Речь идет о размещении 4 батальонов НАТО в Польше, Литве, Латвии и Эстонии на ротационной основе. «Эти батальоны будут надежными, выносливыми и многонациональными. Они демонстрируют силу трансатлантической связи и доносят четкий сигнал, что нападение на одного члена НАТО будет рассматриваться как нападение на всю организацию Североатлантического договора», — заявил генсек НАТО Йенс Столтенберг, намекая на угрозу со стороны России.

НАТО также рассматривает возможность увеличения военного присутствия в регионе Черного моря. «Сегодня мы согласовали так называемое специальное передовое присутствие на юго-востоке. Это будет сделано на основе румынско-болгарской бригады. Мы будем проводить усиленную подготовку сил НАТО, это будет многонациональное присутствие», — сообщил Столтенберг.

Столтенберг также заявил, что лидеры государств-участников альянса договорились объявить о начальном уровне операционной готовности системы противоракетной обороны НАТО в Европе для защиты от баллистических ракет. «Это означает, что корабли ВМС США, базирующиеся в Испании, радары в Турции и системы перехвата в Румынии сейчас могут работать согласовано под командованием НАТО и ее контролем», — сказал генсек.

Лидеры стран НАТО также приняли новую концепцию кибербезопасности о том, что «хакерская атака против одного государства может рассматриваться как нападение на все страны-члены». А также решили увеличить расходы на оборону на $8 млрд. Кроме того, обсудили вопрос дальнейшего расширение НАТО за счет балканских стран.

Украинскую делегацию на саммите возглавил президент Петр Порошенко. Более предметно к украинскому вопросу участники саммита подступились в субботу в рамках заседания комиссии Украина-НАТО, затем состоялась встреча в формате «G5+Украина». Наша страна была единственной, которая имела в рамках саммита отдельное мероприятие. Среди главных достижений сторон — утверждение нового Комплексного пакета помощи для Украины в сфере реформирования оборонного сектора.

По словам Петра Порошенко, стороны договорились «об уникальном пакете действий». «Такой пакет никогда ранее не принимался в отношении страны-партнера. Он включает 40 направлений — от тренингов до укрепления украинской обороноспособности. Он будет внедрен до 2020 г.», — сообщил глава государства на совместном брифинге с Йенсом Столтенбергом.

Не секрет, что в структуре НАТО Украина выглядит, скорее, как форпост, который сдерживает российскую агрессию в Европе при поддержке Альянса, страны которого пока ограничиваются поставками оборудования и небоевой техники, подготовкой украинских военных и их реабилитацией, реформированием украинских вооруженных сил. Тем не менее, согласно заявлению Петра Порошенко стороны достигли договоренности, которая «приведет к предоставлению нового статуса во взаимоотношениях с Альянсом».

«Мы приняли решение расширить особое партнерство Украины и НАТО. Мы договорились запустить процесс, который позволит Украине получить статус партнерства с расширенными возможностями», — заявил он, ссылаясь на программу, которая называется Программа расширенных возможностей (Enhanced Opportunities Programme). В тоже время глава государства не уточнил, когда он рассчитывает формально получить этот статус.

Получение нового статуса требует проведения реформ, согласованных с НАТО в рамках Стратегического оборонного бюллетеня. Новый формат сотрудничества был создан Альянсом на прошлом саммите, в 2014 г. До сих пор сообщалось о пяти странах, которым НАТО уже предоставило возможность участие в Программе — это Австралия, Финляндия, Швеция, Иордания и Грузия. Известно, что упоминание о новом формате также внесено в итоговое решение Комиссии Украина-НАТО, то есть получило официальное одобрение на уровне Альянса.

Что же касается членства в НАТО, то этот вопрос пока не стоит на повестке дня, однако весь пакет договоренностей с Украиной позволит нашей стране выйти на новый уровень и в перспективе поднять этот вопрос, обнадежил Йенс Столтенберг. «Для НАТО принципиально важно, что каждая страна сама должна решать вопросы о механизмах своей безопасности, в том числе о членстве НАТО. И Украина сама должна будет принять решение. Не 28 стран НАТО, и вскоре 29, должны это решать, и тем более никто не может ветировать это решение», — сказал он. Пока же, по его словам, основной акцент делается на то, как Украина сможет соответствовать стандартам НАТО.

Позиция Альянса по ключевым вопросам осталась неизменной. Так, в Декларации по итогам Варшавского саммита говорится, что ее участники решительно осуждают агрессивные действия России против Украины и никогда не признают незаконную аннексию Крыма. В заявлении также осуждаются действия России по силовому нарушению суверенных границ и преднамеренной дестабилизации ситуации на Донбассе.

«Несмотря на свои заявления о приверженности Минским договоренностям, Россия продолжает умышленную дестабилизацию Восточной Украины в нарушение международного права», — говорится в документе. А также подчеркивается, что Россия продолжает поставлять оружие, технику и персонал, а также финансовую и другую помощь вооруженным группировкам.

«Мы призываем Россию воздержаться от агрессивных действий и использовать свое значительное влияние на боевиков для выполнения своих обязательств в полном объеме, особенно, чтобы обеспечить соблюдение режима прекращения огня, реализацию мер по укреплению доверия и разоружению», — отмечается в тексте.

В документе также указывается, что «стабильная Украина является ключом к евроатлантической безопасности» и НАТО продолжит поддерживать суверенитет и территориальную целостность нашей страны.

В то же время, пожалуй, не слишком приятной новостью для Киева стало решение заложить в итоговую декларацию саммита пункт о продолжении диалога с Россией. Речь идет о «периодическом, сфокусированном и содержательном диалоге в рамках Совета НАТО-Россия на основе взаимности, с целью избежать недоразумений, просчетов и нежелательных ситуации, а также повысить подотчетность и прозрачность».

Также отдельно отмечается, что альянс решил сохранить военные линии коммуникации, так как ранее руководство НАТО жаловалось, что Россия не сообщает о запланированных военных учениях. «Мы договорились о том, что разговоры с НАТО позволят нам коммуницировать свою позицию, и при нынешних обстоятельствах первым пунктом нашего разговора будет оставаться кризисная ситуация в Украине и вокруг нее», — говорится в документе.

По словам Столтенберга, Альянс проинформирует Москву о решениях, принятых на Варшавском саммите, в ходе встречи Совета Россия-НАТО. При этом он отметил, что изоляция России со стороны НАТО невозможна и нежелательна. «Мы не хотим новой «холодной войны», мы не хотим новой гонки вооружений, мы не добиваемся конфронтации», — сообщил он.

В дружественном характере стратегии НАТО на востоке Европы накануне пыталась убедить Россию и канцлер ФРГ Ангела Меркель. «НАТО сформировалось из потребности в коллективной безопасности, продолжает представлять такого рода безопасность и делает это в соответствии с нашими представлениями о свободе, — отметила она, выступая в бундестаге. — Я хочу сказать Москве, что Россия не наш враг, но важный дипломатический и экономический партнёр».

Ожидается, что встреча Совета Россия — НАТО на уровне послов состоится сразу после Варшавского саммита, предположительно 13 июля.

Ксенiя Лазоренко