Политика

Белорусский диктатор представляет все большую угрозу для Украины

Белорусский диктатор Александр Лукашенко объявил о планах размещения российских систем ПВО С-400 вдоль украинской границы, вызвав опасения, что он готов играть более заметную роль в продолжающейся гибридной войне России против Украины.

Выступая 12 сентября во время совместных белорусско-российских военных учений, Лукашенко заявил, что системы С-400 являются частью ожидаемого пакета вооружений на сумму 1 миллиард долларов США, согласованного во время его последнего саммита с президентом России Владимиром Путиным. Два постсоветских лидера встретились 9 сентября в Москве для переговоров по углублению интеграции между Россией и Беларусью, причем почти половина восьмичасовых переговоров, как сообщается, была посвящена вопросам обороны и безопасности. Как информируют Экономические новости, об этом пишет The Atlantic Council.

Судя по всему, значительная часть этих дискуссий по безопасности была посвящена Украине. “Мы должны быть готовы”, — прокомментировал Лукашенко в воскресенье. “Наша граница с Украиной составляет 1 200 километров. И мы обсуждали с Путиным, что мы можем использовать С-400”.

Милитаризация белорусской границы с Украиной многими в Киеве расценивается как тревожный сигнал, поскольку в стране уже существует значительная озабоченность по поводу расширения российского военного присутствия в Беларуси и все более открытой зависимости Лукашенко от Кремля. Поскольку необъявленная российско-украинская война длится уже восьмой год, а признаков продвижения к мирному урегулированию практически нет, перспектива появления новой обширной линии фронта на севере Украины представляет собой серьезную головную боль для военных специалистов страны.

В 2021 году Россия и Беларусь провели рекордное количество совместных учений, фактически создав постоянное российское военное присутствие в стране. Между тем, в западной части Беларуси недавно была создана новая совместная тренировочная база, что еще больше увеличивает военное присутствие России. Лукашенко также, похоже, готов отказаться от своих прежних возражений против размещения базы российских ВВС на белорусской территории.

Одновременно с российской милитаризацией Беларуси Кремль также усиливает контроль над белорусской экономической и внешней политикой. Дорожная карта из 28 пунктов, представленная на прошлой неделе в Москве, значительно сблизит страны, при этом существенно ограничив возможности Минска проводить независимую от России политику. Многие аналитики сейчас считают, что Путин близок к тому, чтобы осуществить негласный захват Беларуси без единого выстрела.

Очевидная готовность Лукашенко пожертвовать белорусским суверенитетом в обмен на собственное политическое выживание – это недавнее явление, которое отражает его растущую международную изоляцию в течение последних тринадцати месяцев. До августа 2020 года белорусский диктатор провел большую часть своего 26-летнего правления, разыгрывая Россию и Запад друг против друга в дипломатическом балансировании, что принесло ему определенное уважение.

Когда в 2014 году началась российская агрессия против Украины, Лукашенко поначалу прилагал большие усилия, чтобы подчеркнуть свой нейтралитет. Он отказался признать российские претензии на Крым, прямо заявил, что не допустит никаких нападений на Украину с белорусской территории, и даже высмеял исторические аргументы, выдвинутые Кремлем для оправдания вторжения в Украину, заявив, что Монголия с таким же успехом может претендовать на значительные территории России.

Такая позиция принесла свои плоды, повысив международный авторитет Лукашенко и позволив ему стать хозяином международных мирных переговоров в Минске, направленных на урегулирование конфликта. Беларусь получила и другие выгоды от конфликта. Минск стал центром воздушного сообщения между Украиной и Россией после запрета в 2015 году всех прямых рейсов между двумя конфликтующими странами.

Этот баланс Лукашенко окончательно рухнул в августе 2020 года, когда его жестокий ответ на общенациональные протесты по поводу фальсификации президентских выборов сделал его международным изгоем. Когда после фальсификации результатов голосования 9 августа по всей Беларуси вспыхнули массовые антиправительственные демонстрации, казалось, что Лукашенко может потерять власть. Однако Путин вмешался, чтобы поддержать Лукашенко, предоставив своему коллеге-диктатору финансовый спасательный круг, снабдив его самолетами кремлевских пропагандистов и публично пообещав, что если ситуация “выйдет из-под контроля”, то к нему прибудут российские силы безопасности.

С этого момента зависимость Лукашенко от Кремля неуклонно углублялась, поскольку он начал затяжное подавление внутренней оппозиции и вступил во все более ожесточенную конфронтацию с Западом. Среди заметных вех – инцидент в мае 2021 года, когда коммерческий авиалайнер ЕС был принудительно посажен при прохождении через воздушное пространство Беларуси и последующее похищение белорусского журналиста-диссидента из числа пассажиров.

В последние месяцы Лукашенко еще больше повысил ставки. В настоящее время его обвиняют в создании пограничного кризиса с Евросоюзом путем ввоза в Беларусь мигрантов со всего Ближнего Востока и направления их к границам страны с соседними Польшей, Латвией и Литвой.

Поскольку ослабление внутренних позиций Лукашенко вынудило его встать на сторону России, Украина присоединилась к западным оппонентам белорусского диктатора. Столкнувшись с выбором между прагматизмом во внешней политике и ценностями, Украина выбрала последнее. В течение последнего года президент Украины Владимир Зеленский все более резко критиковал внутренние репрессии Лукашенко, а Киев присоединился к Западу во введении ограничений на полеты после инцидента с воздушным пиратством в мае 2021 года.

Лукашенко в ответ обвинил Украину в причастности к всевозможным надуманным иностранным заговорам с целью дестабилизации Беларуси. В то время как большая часть гнева минского диктатора была направлена на соседей его страны по НАТО, он также часто включал Украину в список стран, которые якобы тайно работают над тем, чтобы свергнуть его.

Порой эти обвинения были весьма конкретными и потенциально опасными. В августе 2021 года президент Зеленский счел необходимым прямо опровергнуть голословное обвинение Лукашенко в том, что боевики проходят подготовку в Украине, а затем направляются в Беларусь для разжигания беспорядков. Для украинской аудитории такие громкие заявления не являются поводом для смеха, поскольку они неотвратимо напоминают о дезинформации, которую Кремль использовал для оправдания оккупации Крыма в 2014 году и военной интервенции на востоке Украины.

Недавнее заявление Лукашенко о размещении российских зенитно-ракетных комплексов вблизи с украинской границей является последним свидетельством ухудшения двусторонних отношений. Это также свидетельствует о том, что Беларусь быстро становится новым фронтом в продолжающейся кампании Путина по подрыву украинской государственности и попытке вернуть Украину в сферу влияния России.

Украинские власти должны немедленно попытаться забить тревогу по поводу ухудшения ситуации с безопасностью на северной границе страны. Международное сообщество еще не осознало всех последствий путинского захвата Беларуси, который оставался вне геополитического радара и сейчас находится на продвинутой стадии. Это должно измениться. Расширение военного присутствия России в Беларуси будет иметь серьезные последствия для безопасности во всем регионе, но страна, находящаяся под наибольшей угрозой, — это Украина.

Демократический мир не может позволить себе снова быть застигнутым врасплох. Вместо этого западные лидеры должны стремиться незамедлительно принять ряд предупредительных мер, которые укрепят военный потенциал Украины и удержат Путина и Лукашенко от любых опасных военных авантюр.

Елена Каденко