Накануне в Киеве состоялся саммит Украина-ЕС. Главной отличительной чертой встречи стало то, что по его результатам не было принято традиционного для таких мероприятий совместного комюникэ, в котором стороны декларируют планы на будущее. Такой неприятный момент в истории отношений Киева с Брюсселем случился впервые с 2004 г.
О том, что саммит Украина-ЕС закончится без подписания совместного заявления, стало известно еще накануне его проведения. Сайт DW сообщил, что Киев настаивал на включение в текст документа пункта о признании ЕС европейских стремлений Украины. По информации источника издания в Еврокомиссии, против такой формулировки категорически выступили Нидерланды, и их косвенно поддержали Германия и Франция.
Напомним, что именно Нидерланды год блокировали окончательную ратификацию Соглашения об ассоциации. В декабре прошлого года в Гааге удалось согласовать так называемое специальное компромиссное интерпретационное заявление, в котором говорится, что Соглашение об ассоциации не предоставляет Украине ни статуса кандидата на вступление в ЕС, ни шансов получить такой статус в будущем. Во многом такое поведение Нидерландов объяснялось парламентской избирательной кампанией.
У Германии и Франции были свои причины не форсировать события. Очевидно, что данные страны из-за этой формулировки не хотят провоцировать дополнительное внутреннее напряжение ввиду трудных переговоров по выходу Британии из ЕС (Brexit), а также нежелания прямой конфронтации с Москвой.
Так, президент Петр Порошенко в присутствии лидеров ЕС несколько раз подчеркнул европейские устремления страны и предложил составить «дорожную карту» интеграции Украины в ЕС. Однако прямой ответ от европейских коллег на данную инициативу озвучен не был.
Тем не менее, глава Европейского совета Дональд Туск подчеркнул, что главным документом в отношениях двух сторон на данном этапе является Соглашение об ассоциации, которое вступит в силу с 1 сентября. Он ушел от прямого ответа на вопрос, почему не было принято заявление Украины и ЕС по итогам совместного саммита в Киеве.
«Я могу только повторить то, что говорил раньше: самый важный документ — Соглашение об ассоциации, и это не лозунги. После того как были приняты все решения, после того как было составлено Соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли, такова наша новая реальность. Я просто цитирую то, что было сказано (в соглашении —«i»): «ЕС признает европейские устремления Украины, приветствует ее европейский выбор», — сказал Туск.
Он также отметил, что его позицию разделяет председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. «Это наша личная точка зрения — Туска и Юнкера, и это не совпадение, что оба президента европейских институтов мыслят одинаково во всех деталях, когда речь заходит об Украине и наших отношениях», — добавил он.
Петр Порошенко заявил, что также считает Соглашение об ассоциации главным документом в отношениях между Украиной и ЕС. «Украина не пойдет ни на какие компромиссы относительно своих европейских планов, которые зафиксированы в соглашении», — сказал он.
Президент также выразил надежду, что выход Британии из ЕС не станет препятствием на пути расширения союза и не окажет влияния на отношения Киева с Брюсселем. «Тень Brexit ни в коем случае не должна падать на отношения Украины с ЕС — это мое абсолютно четкое послание. Ведь намерения Украины в перспективе — присоединиться к таможенному союзу с ЕС, интегрироваться в Шенгенскую зону, стать частью цифрового рынка, или стать частью энергетического рынка — это мощный стимул для реализации экономических и социальных, секторальных и других реформ, роста нашей общей торговли и инвестиций», — сказал он.
Несмотря на то, что лидеры ЕС похвалили украинское руководство за прогресс в реализации реформ, который позволил ввести безвизовый режим для граждан страны, а также поздравили Киев с завершением процесса ратификации Соглашения об ассоциации с ЕС, в Брюсселе остались недовольны уровнем борьбы с коррупцией в нашей стране.
«Что нас беспокоит — это борьба с коррупцией. Я понимаю, что президент и парламент сделали все возможное и достигли прогресса в этом вопросе, но ситуация не является удовлетворительной, и тут надо много работать», — сказал председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. А также добавил, что ЕС поддерживает создание антикоррупционной палаты в рамках существующей судебной системы вместо создания отдельного антикоррупционного суда.
Отсутствие совместного заявления, по правилам европейской дипломатии, считается не слишком хорошим знаком и может являться «демонстрацией глубокого кризиса в отношениях». Однако замглавы Администрации президента Константин Елисеев заверил, что причин для волнения нет. «В данном случае проект этого политического документа, к сожалению, не нашел дальше тех амбиций, которые заложены в тексте нашего Соглашения об ассоциации Укаина-ЕС», — сказал он.
Между тем, по мнению директора Украинского института анализа и менеджмента политики Руслана Бортника, прошедший саммит Украина-ЕС стал самым провальным за последние годы. «В принципе, какая-то зона коммуникации между Киевом и ЕС все же была, но каких-либо практических результатов во время этого саммита не удалось достичь», — сказал эксперт. По его мнению, отношения Украины и ЕС вышли на тот уровень, когда «обещания Киева необходимо воплощать в жизнь».
«Медовый месяц между Украиной и ЕС прошел. Теперь мы находимся на стадии «сожительства по необходимости». ЕС все более и более критично относится к деньгам, которые он тратит в Украине. Внутри ЕС многие политические группы требуют аудита этих денег, и все более критично относятся к украинскому руководству», — добавил он. Вместе с тем, эксперт убежден: чтобы исправить ситуацию, Киеву «необходимо начать бороться с коррупцией, прежде всего внутри украинской власти, так как это ключевое требование ЕС».
Глава Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко считает, что отсутствие совместного заявления было вызвано желанием не усиливать внутреннее напряжение внутри ЕС. «Целый ряд европейских политиков, некоторые европейские страны ощущают усталость от расширения ЕС. Может быть, это временное явление. Скорее всего, это отражение внутреннего кризиса в ЕС. Но это реальная объективная проблема, которую надо спокойно воспринимать. И эта проблема возникла вот сейчас, в процессе подготовки вот этого итогового документа», — сказал он.
Политолог напомнил, что проблема с формулировкой о европейских перспективах Украины в различных документах существует уже более 10 лет и началась еще в момент начала переговоров по Соглашению об ассоциации. При этом он обратил внимание, что как раз в данном соглашении была зафиксирована компромиссная формулировка.
По его мнению, с тактической точки зрения украинские дипломаты правильно сделали, что не согласились на какие-то уступки по формулировке. «Это был бы отход от той формулы, которая зафиксирована в Соглашении об ассоциации. Для нас очень важна синица в руке, а не журавль в небе. Лучше формула, зафиксированная в договоре, официальном международно-правовом документе, нежели отсутствие политической декларации, которая принимается на ежегодных саммитах», — пояснил он.
Фесенко также подчеркнул, что важны не столько формулировки в документах, а реальная перспектива европейской интеграции Украины зависит от успеха внутренних реформ, после которых «не мы будем проситься, а нас будут приглашать».