Политика

Как противостоять путинской паспортизации в Украине

Недавнее эссе президента России Владимира Путина "Об историческом единстве русских и украинцев" не предлагает ничего принципиально нового, но служит тревожным напоминанием о том, что Россия по-прежнему враждебно настроена к украинской государственности. Аргументы, изложенные в статье Путина, ясно показывают, что семилетняя необъявленная война между двумя государствами, скорее всего, будет продолжаться бесконечно, а также подчеркивают имперские цели, определяющие российскую стратегию в отношении Украины.

В последние годы усилия Кремля по подрыву суверенитета Украины расширились до распространения российских паспортов в районах восточной Украины, в настоящее время оккупированных российскими боевиками. Украинские власти и международное сообщество все еще пытаются эффективно противостоять этой российской политике паспортизации. Как информируют Экономические новости, об этом пишет The Atlantic Council.

В апреле 2019 года Путин подписал указ, смягчающий правила получения гражданства для украинских граждан на оккупированной Россией восточной Украине. В мае 2021 года российское правительство заявило, что в результате указа 2019 года оно выдало украинцам более полумиллиона паспортов. По сообщениям, российские чиновники планируют выдать один миллион паспортов до конца 2021 года.

Многие из украинцев, получивших российские паспорта с 2019 года, как полагают, сделали это под давлением оккупационных властей или для того, чтобы найти работу в России. На эту реальность недавно обратил внимание президент Украины Владимир Зеленский, который в интервью 5 августа сказал, что этот вопрос требует осторожного подхода, поскольку многие из тех, кто принял российские паспорта, оказались в “безвыходной ситуации” и у них “не было выбора”.

Политика Кремля по раздаче паспортов на востоке Украины не является чем-то новым. Ранее Москва уже использовала российские паспорта подобным образом для укрепления своей власти в оккупированных регионах Грузии и Молдовы. Варшавский институт сообщил, что к 2008 году 90% населения грузинской Южной Осетии и 85% абхазов получили российское гражданство. Кроме того, по оценкам, около 250 000 из 500 000 жителей отделившегося от Молдовы Приднестровья имеют российское гражданство.

Международное сообщество до сих пор не смогло помешать Москве использовать российские паспорта в качестве инструмента внешней политики для подрыва суверенитета независимых стран на территории бывшего СССР. Это способствовало продолжающейся дестабилизации региона и подготовило почву для российско-грузинской войны в августе 2008 года. Долгосрочные последствия для Украины не менее зловещи.

Позиция Украины и ее международных партнеров в отношении указа России от 2019 года до сих пор была достаточно простой: Украина, Европейский Союз, США и Канада не признают российские паспорта, выданные украинским гражданам, поскольку действия России в этом направлении явно угрожают территориальной целостности и национальной безопасности Украины. Нет никаких иллюзий относительно желания Москвы узаконить свое военное присутствие в восточной Украине, заявляя о “защите” российских граждан.

Несмотря на эту, казалось бы, однозначную позицию, западные партнеры Украины не ввели санкции против России за выдачу российских паспортов на оккупированной восточной Украине. Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба недавно заявил, что ошибкой союзников Украины было не отреагировать должным образом на паспортную политику России в 2019 году. А секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Алексей Данилов заявил, что российская паспортизация на востоке Украины потенциально может заставить пересмотреть Минские соглашения.

В июле 2021 года в украинском парламенте был зарегистрирован законопроект, касающийся распространения российских паспортов в оккупированных регионах Украины. Согласно законопроекту, каждый, кто добровольно получил российское гражданство, может автоматически потерять украинское гражданство.

Критики этого законопроекта назвали его популистским ответом, который неконструктивен и может неоправданно усложнить внутреннюю политику Украины в отношении гражданства. Как отметил президент Зеленский, на практике также может быть трудно определить “добровольный” статус отдельных заявлений на получение паспорта.

Если автоматическое лишение получателей российских паспортов украинского гражданства проблематично, то какие меры могли бы наиболее эффективно противостоять стремлению Москвы превратить восточную Украину в новейший паспортный протекторат России?

Украина и ее международные партнеры, безусловно, должны продолжать и, возможно, усилить нынешнюю политику непризнания российских паспортов, выданных украинским гражданам в соответствии с указом Путина от 2019 года. Украинские власти также должны следить за логистикой выдачи паспортов, чтобы международное сообщество было в курсе любых изменений, касающихся российских государственных органов, участвующих в проведении кремлевской политики паспортизации в Украине.

Украине следует рассмотреть возможность введения новых санкций и расширения существующих мер против российских чиновников и связанных с ними ведомств, участвующих в выдаче паспортов на востоке Украины.

На первый взгляд, эффективность таких санкций может показаться сомнительной, учитывая ограниченные рычаги влияния Украины на высокопоставленных российских чиновников. Однако, введя санкции, Украина недвусмысленно продемонстрирует свою готовность решать эту проблему на международном уровне.

Попавшие под санкции лица могут понести репутационный ущерб и экономические потери, включая трудности при ведении бизнеса в третьих странах. Очень важно, что украинские санкции также побудят международных партнеров страны ввести аналогичные меры.

Помимо прямых санкций, существуют и другие возможности увеличить издержки агрессивной паспортной политики Путина. Например, паспортный вопрос может сыграть ключевую роль в предотвращении международного признания предстоящих в России парламентских выборов в сентябре 2021 года. Поскольку большое количество украинских граждан в оккупированном Крыму и восточной Украине будут незаконно участвовать в голосовании, у международного сообщества будут все основания хотя бы частично признать результаты выборов нелегитимными. Отказ признать результаты голосования в российском парламенте станет сильным сигналом о международных последствиях паспортизации.

В конечном итоге наиболее эффективным способом противодействия российской паспортной агрессии является поддержка дальнейшей евроатлантической интеграции Украины, Грузии и Молдовы. Подобная поддержка Эстонии, Латвии и Литвы помогла трем балтийским странам стать членами ЕС и НАТО, что значительно укрепило их защиту от враждебной российской паспортной политики.

Елена Каденко