Политика

Почему Украина может стать самым ценным активом НАТО

Каждую неделю или две появляется очередная статья, в которой приводятся доводы в пользу того, что Украина якобы не может быть принята в НАТО. Некоторые критики утверждают, что членство в НАТО невозможно из-за близости Украины к России, внутренних распрей и отката назад в вопросах реформ, или из-за опасений по поводу агрессии Кремля на Донбассе и российской оккупации Крыма.

Последним таким противником стал Мэтью Май, сотрудник Института ответственного государственного строительства Куинси, организации, исповедующей реализм во внешней политике. Реализм ставит национальные интересы США на первое место. Однако в этой статье, похоже, больше озабочены интересами России, как их видит Кремль, утверждая, что США должны молчаливо потакать Москве в этом регионе. Как информируют Экономические новости, об этом пишет The Atlantic Council.

Автор не во всем не прав. Говоря о мотивах Москвы для вторжения в Крым и Донбасс, автор не ошибся. Действительно, по крайней мере отчасти, это было вызвано Революцией Достоинства, которая отстранила Виктора Януковича от власти за то, что он обхаживал Россию вместо того, чтобы продолжать переговоры по Соглашению об ассоциации между Украиной и ЕС. Однако в выводах Май делает весьма ошибочный вывод. Он считает, что любое продвижение Украины на Запад должно быть отвергнуто, поскольку это будет “неприемлемо для любого российского лидера”. Москва не имеет права накладывать вето на внешнюю политику Киева или любой другой страны.

Другие его аргументы также не выдерживают критики. Автор, похоже, соглашается с недавним “историческим” подходом Путина, утверждающего, что Украина является частью России, — абсурдное и смехотворное утверждение, не соответствующее историческим фактам. Он также рассматривает слабую сделку администрации с Германией по газопроводу “Северный поток – 2”, которая подрывает Украину и союзников по НАТО в Восточной Европе, как основание для того, чтобы подчиниться кремлевской гегемонии в Украине. Но любой реалист знает, что стабильность и безопасность Европы – это жизненно важный интерес Соединенных Штатов. Вместо этого в статье выдуманы далеко идущие опасения относительно маловероятной войны между США и Россией в качестве оправдания для того, чтобы позволить Путину грубо нарушать международное право и нормы.

Для Мэй суверенитет, территориальная целостность и безопасность Украины не имеют большого значения для Вашингтона. Но это верно только в том случае, если Восточная Европа не имеет значения для Соединенных Штатов. Опять неправда.

Мотивы Кремля нетрудно разглядеть. Москва хочет установить новые правила международного порядка или ослабить существующий порядок. Ее цели включают ослабление НАТО и ЕС, а это значит, что Соединенные Штаты жизненно заинтересованы в том, чтобы помешать Кремлю в Европе. Украина находится на самом переднем крае этой войны. Если Украина не сможет дать отпор русским, они пойдут дальше и попытаются захватить дополнительные европейские территории. Они делают это с 2008 года и не собираются останавливаться. Помощь Украине в защите ее территориальной целостности и суверенитета – это самый экономичный способ защиты для НАТО.

Вступление Украины в НАТО не понравится Путину, но НАТО гордится тем, что не стесняется открывать свои ряды для стран, расположенных близко к России. Во время холодной войны растущие опасения по поводу потенциальной советской агрессии в Восточной Европе привели к ремилитаризации Западной Германии и ее принятию в НАТО. Западная Германия служила еще одним буфером для остальной Европы, а также позволяла странам НАТО влиять на военное развитие страны. Эта история делает оговорки Германии по поводу потенциального членства Украины в НАТО весьма парадоксальными. Принятие Украины и Грузии в НАТО было бы просто продолжением политики расширения НАТО, проводимой с 1990-х годов. В свете агрессивных действий Москвы с 2008 года расширение НАТО стало существенным вкладом в трансатлантическую безопасность, поскольку оно продвинуло другие бывшие советские республики и членов Варшавского договора на запад до того, как Кремль начал вновь утверждаться на постсоветском пространстве.

В журнале “Foreign Affairs” министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба точно подметил это. Он пишет: “Украина – часть Запада. Географическая близость к России не должна ограничивать стратегию Вашингтона или Брюсселя”. Несомненно, действия Кремля в Украине направлены на то, чтобы отдалить ее от Европы и Запада, но это не должно быть помехой для амбиций Украины стать полноправным членом НАТО.

На самом деле, если далекая война между Соединенными Штатами и Россией каким-то образом материализуется, мы только выиграем от того, что Украина будет в альянсе. Украина вполне может служить той же цели, что и Западная Германия во время холодной войны. Ее военные уже имеют большой опыт противостояния российским военным, в том числе в ходе конфликта на Донбассе, и ее интеграция в НАТО была бы полезной.

Реалистам необходимо быть реальными реалистами, осознавая и объективно трактуя то, что замышляют великие державы. Учитывая враждебные намерения Кремля, в долгосрочных интересах США и их союзников по НАТО продолжать работу с Украиной по вступлению в НАТО. Украина – это один из самых ценных актив в противостоянии с Москвой. И что еще более важно, если Украина добьется успеха в продвижении на Запад, это может убедить Москву сделать то же самое.

Елена Каденко