Политика

«Дело Князева»: с чем НАБУ отправляет прокуроров в суд

НАБУ официально заявили об окончании досудебного следствия в деле по подозрению экс-председателя Верховного суда Украины Всеволода Князева в получении неправомерной выгоды.

По версии следствия, Князеву якобы была передана «взятка» в размере 2,7 млн долларов за решение ВСУ в против компаний, связанных с российскими бенефициарами. За 4 месяца следствия, далеко не все изначально озвученные тезисы и обвинения, детективам НАБУ удалось подтвердить во время судебных заседаний. С чем Бюро отправляет прокуроров САП в суд, разбираем в материале. 

Сумма взятки 

Согласно данным НАБУ, сумма неправомерной выгоды, якобы переданная Всеволоду Князеву, составляла 2,7 млн. долларов. Однако, по информации прокурора САП  Александра Омельченко, детективам так и не удалось отыскать заявленного размера «взятки». В мае Омельченко утверждал, что детективы не могут найти около 1 млн долл., считающихся частью “взятки”. Чуть позже, во время судебного заседания прокурор вновь констатировал отсутствие “денег по делу”. НАБУ, с его слов, не нашло почти полмиллиона долларов ($445,8 тыс.). За счет чего не найденная сумма в 1 млн долларов уменьшилась до полумиллиона, впрочем, не ясно. Ибо в период между этими двумя заявлениями детективы Бюро информировали о находке всего лишь 112 тыс. долларов, якобы у других судей ВСУ.  Следовательно, какая в итоге сумма денег была передана судьям, была ли передана вообще и кому именно – ясности пока нет. Тем более, что найденые в сейфе Князева 1 млн долларов и небольшая сумма в евро, согласно данным ВАКС, вообще не относятся к делу и не являются «взяткой». 

Обоснованность подозрения 

За время досудебного следствия, из постановлений ВАКС,  стало известно о том, что врученное главе ВСУ подозрение нельзя считать обоснованным. Согласно определению судьи, «уголовное процессуальное законодательство Украины не содержит определение понятия «обоснованное подозрение». Поэтому, на этапе досудебного расследования подозрение «не предполагает наличия убеждения «вне разумного сомнения» относительно совершения лицом уголовного правонарушения». И как далее указывает суд, решения о мерах пресечения Князеву, принимались на достаточно формальных основаниях «обоснованности». Буквально они следующее: Князев был назначен председателем ВСУ, Князев является должностным лицом, в рамках уголовного производства НАБУ расследуются обстоятельства якобы получения судьями неправомерной выгоды за принятие Большой Палатой ВС решения в пользу компании «Ferrexpo AG», а также тот факт, что такое дело ВСУ действительно рассматривалось (хотя, суд в нем так и не удовлетворил жалобы «Ferrexpo AG» в полном объеме, – ред).

Судья в итоге указывает на то, участие Князева в событиях, описанных стороной обвинения, вероятно, но не доказано.  «Окончательная оценка и квалификация конкретных действий осуществляется судом при рассмотрении дела по существу», – говорится в постановлении ВАКС. 

Падающий залог 

За четыре месяца следствия Высший антикоррупционный суд Украины счел необходимым трижды удовлетворить позицию стороны защиты Князева и уменьшил судье сумму залога – с 107 млн грн – до 45 млн грн. Такой порядок дел может свидетельствовать о том, что прокурорам все сложнее обосновывать безальтернативность решения о содержании Князева под стражей.

Сделка со следствием и заговорщики 

Буквально за несколько дней до объявления НАБУ о завершении досудебного расследования, стало известно о том, что один из фигурантов дела пошел на сделку со следствием. Речь про адвоката Олега Горецкого. На каких условиях и за какие именно показания НАБУ предложило ему «мировую» официально не разглашается. По данным издания «Цензор.нет»,  смягчение наказания Горецкому светит за показания на Константина Жеваго, с которым адвокат якобы контактировал лично и по совершенно разным вопросам. 

Параллельно, в деле против Князева всплыли и другие подробности деятельности Горецкого. На записях представленных в суде, он вместе с другим фигурантом Кириллом Горбуровым обсуждает необходимость «убрать Князева» с должности, и так чтобы последний об этом не догадался.  Сам Горбуров, фигурировавший в деле изначально как «член организованной преступной группы» за время следствия получил новый статус. В материалах его стали называть «агентом НАБУ» по фамилии Кравченко. Хотя это все тот же Горбуров, семья которого знакома и поддерживала с Князевым близкие отношения на протяжении 30 лет. 

Примечательно, что именно «агент НАБУ Горбуров-Кравченко», как утверждает сейчас следствия, и приносил в дом Князева сумки с деньгами. Реагируя на такие обстоятельства, защита Князева идентифицирует Горбурова провокатором. В пользу такой версии как раз и может свидетельствовать факт выведение детективами НАБУ Горбурова из-под подозрения и его вероятное участие в заговоре с целью смещения главы ВСУ.  

Судьи ВСУ 

Самый главный вопрос, на который по итогам досудебного следствия, детективы НАБУ так и не дали внятных ответов, касается других судей ВСУ. Детективы утверждали, что полученная «взятка» якобы предназначалась сразу нескольким судьям ВСУ. Но, по прошествию 4 месяцев, никому из них так и не было предъявлено подозрение. Не нашли своего подтверждения громкие заявления НАБУ и о том, что в ВСУ существовал некий “бек офис”. Хотя, как уже очевидно, негласные следственные действия в кабинетах судей Верховного суда осуществлялись НАБУ длительный период времени и еще задолго до задержания самого Князева. 

Следовательно, доказать работу некой «схемы по регулярному получению взяток» судьями ВС, о чем в НАБУ заявляли официально, детективам тоже пока не удалось. Более того, как пишет «Зеркало недели»  со ссылкой на источники в Бюро, детективы не смогли обнаружить ни единой переписки между судьями, где бы речь шла о каких-то суммах либо договоренностях про их получение. 

Напомним, Всеволод Князев был задержан в мае этого года. Ему избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, которую уже не раз смягчили в части суммы альтернативного залога. 
 Сам подозреваемый вины в инкриминируемом ему преступлении не признает. Судя по итогам досудебного расследования, он также не готов идти на какие-либо сделки со следствием, а следовательно, и давать показания против кого-либо из судей ВСУ. 

Рассмотрение дела против Князева по сути начнется после того, как его адвокаты и защитники других фигурантов производства ознакомятся с материалами следствия НАБУ.

Оксана Ельченко