В ночь с субботы на воскресенье вступил в силу закон о запрете курения в общественных местах
Это – один из немногочисленных примеров приближения Украины к стандартам жизни западного мира.
Курить можно в ресторанах и кафе Парижа, Нью-Йорка, Лондона и Сан-Франциско. Это очевидно для любого, кто бывает в Америке и Европе.
Там нет зон в ресторанах, разделенных на курящих и некурящих. Все гораздо проще. Зона для некурящих расположена на улице.
Например, вот правила курения в барах и ресторанах Сан-Франциско, либеральной города США. Курение запрещено внутри. Разрешено или на улице возле бордюра (т.е. на границе проезжей части и тротуара), или не ближе 5 метров от входа в заведение или его окон.
Вступление в силу запрета курения в общественных местах – это пример жизнеспособности гражданского общества в Украине. Ведь закон был принят благодаря инициативе коалиции “За свободную от табачного дыма Украину”.
Вступление в силу нового закона вызвало возмущение среди табака-зависимой аудитории фейсбуке. Они говорят о нарушении прав человека и тоталитарное мышление лоббистов запрета.
Но правда для этих людей состоит в том, что украинский закон не запрещает курение и не ограничивает их свободу – сигареты остаются в свободном обращении, и каждый, как и раньше, может курить сколько угодно.
Отличие только в том, что теперь он этого не может делать в барах и ресторанах. Если хочется затянуться, посетитель должен выйти на улицу. Именно такие правила действуют в цивилизованном мире.
Новый закон не только призван сохранить легкие и одежду людей, которые не курят, а также здоровья обслуживающего персонала ресторанов и баров. Закон делает менее удобным сам процесс курения – то есть де-эстетизирует курения и на подсознательном уровне борется с этим явлением.
Иными словами, если раньше ты мог курить, не поднимая ягодиц с кресла, то теперь вынужден идти на улицу. Часть людей линуватиметься это делать – значит, рано или поздно, число курильщиков уменьшаться.
Табачно-зависимые друзья требуют, чтобы в ресторанах было создано места для курящих и некурящих. На самом деле, этот механизм не действует – такие правила до сих пор существовали в Украине, но на практике места для некурящих были также обожженные табачным дымом.
Так же мировой опыт показывает, что нет экономической модели сегрегации – создании отдельных баров для курящих и некурящих. Потому что первые поглощают других. Бары для некурящих элементарно не выдерживают конкуренции с заведениями, где разрешено курение. Сегодня во многих западных странах (Франции, Великобритании, США) запрещено курить даже в ночных клубах – для желающих созданы маленькие “комнаты смерти” с соответствующим уровнем концентрации табачного дыма.
Таким образом, введен комфортные условия для тех, кто не курит – и предлагается альтернатива любителям курению: улица или специальная кабина.
Согласно новым украинским законом, “запрещается курение табачных изделий, а также электронных сигарет и кальянов:
– В подъездах жилых домов;
– В подземных переходах;
– В транспорте общего пользования, используемого для перевозки пассажиров;
– В помещениях предприятий ресторанного хозяйства;
– В помещениях органов государственной власти и органов местного самоуправления, других государственных учреждений;
– На стационарно оборудованных остановках маршрутных транспортных средств “.
Закон предусматривает штраф за курение в “помещениях заведений ресторанного хозяйства” – от одной до десяти тысяч гривен.
Активисты разработали образец типовой жалобы, которая доступна по ссылке: http://smokefreeukraine.org/leaflet.pdf
Интересно, как сами законодатели будут выполнять закон, принятый ими же – ведь парламентская курилка также должна быть закрыта, так как здесь действует приоритет специальной нормы закона (о запрете курения в органах государственной власти) над общей (о разрешенных 10 процентов отводить под зону курения).
Убедиться в этом мы уже сможем во вторник. И для “Свободы” и Олега Тягнибока, который является врачом по образованию и некурящих по жизни, это будет хороший повод проконтролировать выполнение закона “регионально-коммунистическим” руководством парламента.