Здоровье

Диабет научились диагностировать на самой ранней стадии

Сахарный диабет первого типа обнаруживается, как правило, тогда, когда клетки, производящие инсулин, уже разрушены. Теперь ученые разработали метод ранней диагностики заболевания.

Хотя сахарный диабет – заболевание не инфекционное, сегодня уже можно смело говорить об охватившей промышленно развитые страны подлинной эпидемии. Впрочем, в первую очередь это касается так называемого сахарного диабета второго типа, то есть того, что развивается в пожилом возрасте и тесно связан с избыточным весом, гиподинамией, курением и другими факторами риска. Иное дело – сахарный диабет первого типа: он развивается, как правило, в детстве или юности и никакого отношения к нездоровому образу жизни не имеет, однако является пусть и не столь массовой, зато гораздо более тяжелой формой эндокринного заболевания.

Сахарный диабет первого типа, он же юношеский, ювенильный или подростковый диабет, характеризуется разрушением тех самых бета-клеток поджелудочной железы, которые производят инсулин. А поскольку этот гормон является важнейшим регулятором углеводного обмена и единственным, способным понижать уровень глюкозы в крови, то разрушение бета-клеток ведет к инсулиновой недостаточности, требующей, по меньшей мере, пожизненной инсулинотерапии, то есть регулярного введения в организм гормона извне. Стоит ли говорить о том, какие страдания это означает для детей и подростков!

Проблема усугубляется тем, что до сих пор диагностировать это заболевание обычно удавалось лишь тогда, когда его симптомы проявились в полной мере, а значит, когда бета-клетки уже практически полностью разрушены. И вот теперь группа немецких исследователей вместе с коллегами из США и Финляндии предложила методику, позволяющую на основе анализа крови диагностировать заболевание задолго до того, как оно себя проявило.

Специфические антитела как диагностические маркеры

Дело в том, что диабет первого типа относится к аутоиммунным заболеваниям, и разрушение бета-клеток вызывается собственной иммунной системой пациента, принимающей их за чужеродную ткань. При этом образуются специфические антитела – как правило, четырех разновидностей. Именно эти антитела в крови пациента ученые и попытались использовать в качестве диагностических маркеров. Профессор Анетте-Габриеле Циглер (Anette-Gabriele Ziegler), директор Института по изучению диабета при Немецком научно-исследовательском центре здоровья и окружающей среды имени Гельмгольца в Мюнхене, говорит: “Мы хотели выяснить две вещи: когда именно возникают эти антитела, и все ли дети, в чьей крови антитела присутствуют, заболевают диабетом”.

Для этого были использованы данные уникального по масштабам исследования: ученые трех стран регулярно обследовали ни много ни мало почти 14 тысяч детей, и делали это с момента рождения ребенка до достижения им 20-летнего возраста. Полученные результаты оказались чрезвычайно интересными, говорит профессор Циглер: “Мы обнаружили, во-первых, что производство этих антител – так называемая сероконверсия – начинается очень рано, как правило, уже в первые два года жизни. И, во-вторых, что если в крови ребенка имеются антитела хотя бы двух разновидностей, он практически обязательно заболеет диабетом. У кого-то заболевание проявится через несколько месяцев, у кого-то – через 10 лет. Но все без исключения дети, в чьей крови обнаруживаюся антитела хотя бы двух разновидностей, в следующие 20 лет непременно заболевают диабетом”.

Ранняя диагностика заметно улучшит ситуацию

Тест давал надежные результаты вне зависимости от того, имелась ли у данного ребенка генетическая предрасположенность к диабету или нет, наследственность тут никакой роли не играла. То есть анализ крови на присутствие этих антител позволяет с высокой достоверностью выявлять диабет первого типа задолго до появления явных симптомов заболевания, еще в тот период, когда бета-клетки нормально функционируют.

Это открывает новые возможности для терапии, говорит профессор Циглер: “Мы очень активно работаем как над прививками, так и над другими щадящими иммунотерапиями, призванными затормозить развитие болезни. Под прививками я подразумеваю использование тех самых антигенов, вызывающих столь разрушительный иммунный ответ, в качестве своего рода вакцины. Мы рассчитываем на эффект, аналогичный так называемой десенсибилизации, используемой для терапии аллергических заболеваний. Наша цель – постараться “перехитрить” иммунную систему и сделать ее более толерантной к этим антигенам”.

По мнению исследователя, такой тест должен быть включен в программу стандартного обязательного профилактического обследования детей: “Это заболевание очень часто обнаруживается слишком поздно, и тогда у детей возникают крайне тяжелые, порой опасные для жизни эндокринные нарушения. Имеют место и случаи летального исхода. А ранняя диагностика, конечно, заметно улучшит ситуацию”.

По материалам dw.de
vlad