Здоровье

Профессор Преображенский прав: новости в СМИ плохо влияют на организм

В последние дни складывается ощущение, что невозможно открыть новостной сайт или включить телевизор без того, чтобы не узнать об очередном страшном происшествии.

Попытка военного переворота в Турции с более чем 200 жертв, теракт на празднике в Ницце, столкновение поездов в Италии, вооруженный захват полицейского участка в Ереване, очередное убийство нескольких полицейских в США – все это события лишь одной недели.

Такой поток жестокости в медиа не может не вызывать вопросов: что с нами происходит под действием негативных новостей? Оказывают ли они на нас скрытое влияние или проходят незамеченными для психики? Slon Magazine попытался разобраться.

Мы живем в сверхинформированном мире, где новости поступают к нам отовсюду – из телевизора, радио, компьютера, смартфона, не только новостных передач, но и лент социальных сетей. «Плохие» новости при этом зачастую сопровождаются неприятными и страшными фотографиями и видео.

Ученые и исследователи сходятся во мнении, что постоянное потребление жестокости не может не влиять на человека. Негативный эффект от регулярного наблюдения чужих травм распространен и известен, например, у медицинских работников. Психологические реакции, связанные с контактом со страдающими людьми, получили название косвенная травматизация.

В беседе с New York Times психолог Анита Гадия-Смит отмечает, что степень влияния жестокости на психику зависит от человека, но наиболее вероятны для большинства из нас два эффекта. С одной стороны, это снижение восприимчивости, с другой – растущее чувство уязвимости и беспомощности.

Исследователи из университета Брадфорда (Великобритания) провели эксперимент: 189 взрослым добровольцам показывали новости со сценами насилия, включая теракты 11 сентября 2001 года в США. После этого ученые провели опросы для выявления признаков посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) и косвенной травматизации.

В результате выяснилось, что 22% участников были задеты просмотренными новостями настолько, что их состояние приближалось к состоянию ПТСР, хотя сами они не присутствовали при травмирующих событиях и узнали о них из социальных медиа. Чем больше негативных сюжетов смотрел человек, тем более серьезным было их влияние на психику. При этом наиболее подвержены такому влиянию были экстраверты.

Другое исследование, проведенное в США после терактов 11 сентября, также пришло к выводу, что просмотров сюжетов о терактах по телевизору достаточно для того, чтобы запустить симптомы ПТСР – беспокойство о будущих атаках и снижение уверенности в себе – у некоторых людей. Серьезность этих симптомов также оказалась напрямую зависящей от продолжительности просмотра новостей.

Сами журналисты, которые вынуждены освещать страшные события и при этом имеют доступ к нецензурированным изображениям насилия, тоже подвержены его разрушительному влиянию: у них проявляются беспокойство, прихологическое и социальное расстройство, соматизация (появление телесного дискомфорта, связанного с негативными эмоциями), депрессия и повышенная тяга к алкоголю.

Британский психолог Грэхэм Дейви, который специализируется на исследовании влияния жестокости в медиа, также подчеркивает, что обилие плохих новостей усиливает стресс, беспокойство, депрессию и даже посттравматическое стрессовое расстройство. По его словам, когда мы видим новости о насилии и смертях, наши собственные страхи усиливаются и кажутся более серьезными. Такое беспокойство трудно контролировать и оно причиняет больший вред, чем обычно. Кроме того, дурные новости влияют на то, как мы воспринимаем окружающий мир: будучи в состоянии тревожности или расстройства, мы подсознательно «настраиваемся» на неприятные события и воспринимаем даже нейтральные происшествия как нечто негативное. Это приводит нас в замкнутый круг.

Есть ли способ противостоять негативному воздействию плохих новостей? Большинство советов на эту тему сводятся к очевидному: раз сцены жестокости в медиа травмируют нас, надо меньше их поглощать. Для этого одни предлагают настраиваться на «позитивную журналистику»: некоторые медиа, например, Huffington Post или Positive.News специально фокусируются на хороших новостях. Другие предлагают и вовсе свести потребление новостей к минимуму: так, швейцарский автор и бизнесмен Рольф Добелли настаивает на том, что новости – это потеря времени, их нужно уметь правильно читать (отсеивая детали, добавленные журналистами для сгущения красок), они вызывают привыкание и при этом в реальности ничего не добавляют нашей жизни.

Тем же, кто не готов сознательно лишить себя всей гаммы событий, происходящих вокруг, специалисты рекомендуют отдавать себе отчет в эмоциях, которые вызывают новости, не забывать об их негативном влиянии и внимательно оценивать риски угрожающих событий – например, помнить, что вероятность погибнуть в результате теракта чрезвычайно мала. Кроме того, исследователи подчеркивают, что травмирующий эффект новостей в большей степени проявляется у тех, кто и так склонен с депрессии, тревожности и подавленности.

vlad