Здоровье

Пересмотрен срок сохранения антител после коронавируса: взгляд американского ученого

Антитела начинают снижаться спустя полтора — два года. Об этом рассказал изданию "МК" американский ученый, профессор Геловани.

Об этом пишут Экономические новости со ссылкой на mk.ru.

Антитела после вакцинации от COVID-19, скорее всего, циркулируют в человеческом организме много лет, их уровень уменьшается вдвое каждые 1,5-2 года. Эти и другие особенности прохождения человечества через пандемию коронавируса издание “МК” обсудило с известным американским ученым, профессором Юрием Геловани.

Юрий Георгиевич — нейрохирург, онколог, и радиолог, чья работа более 25 лет связана с разработкой и внедрением в клинику новейших методов молекулярной и радиологической диагностики и лечения рака. Профессор Геловани получил всемирную известность работая в самых ведущих онкологических центрах США: Мемориал Слоун-Кеттеринг центр в Нью-Йорке, М.Д. Андерсон центр в Хьюстоне, и Карманос центр в Детройте.

Сейчас профессор работает проректором в Университете Объединённых Арабских Эмиратов в Аль-Айне, где продолжает свою научную и клиническую работу, а так же состоит в комитете по клиническим исследованиям Министерства здравоохранения эмирата Абу-Даби.

«Антитела начинают снижаться спустя полтора — два года»

– Есть ли у вас информация по поводу того, много ли вакцинированных граждан всё-таки заболевает коронавирусом?

– У меня нет точных данных по заболеваемости вакцинированных или ранее переболевших коронавирусом. Но, разбираясь в этом, давайте определимся с терминологией – кого мы называем заболевшими? Вакцина ведь не защищает от инфицирования.

Как только человек инфицировался и стал носителем коронавируса, он считается заболевшим. Даже у вакцинированных и ранее переболевших вирус может размножаться и передаваться окружающим ещё несколько дней, пока воспалительная реакция не привлечёт противовирусные антитела, производимые в организме в результате прививки. Но, чем прививка эффективнее, тем больше шансов, что болезнь будет протекать бессимптомно или в лёгкой форме.

Замечено, что иногда после прививки возникает гиперреакция. То есть сразу подскакивает температура, может появиться ощущение слабости. Такая реакция сродни аллергической, и возникает она чаще всего у тех, кто когда-то эту болезнь уже перенёс.

– Какую именно болезнь?

– Есть много вирусов, которыми мы заболеваем сезонно. Это и грипп, и аденовирусы, а также некоторые разновидности старых коронавирусов. Такую гиперреакцию не стоит путать с самим заболеванием коронавирусом. Она, как правило, проходит через 2-3 дня. Самое главное, что после эффективной прививки тяжесть заболевания и смертность от коронавирусной инфекции значительно снижается.

– Есть ли последние данные о том, как долго держатся в организме вакцинированного человека антитела к коронавирусу?

– В среднем при коронавирусных инфекциях от SARS и MERS высокие титры антител держались от 1,5 до 2 лет. Достоверные данные о скорости падения титров антител к COVID-19 еще не опубликованы, хотя предварительные данные аналогичны.

– Так долго?!

– Да. Спустя 1,5-2 года уровень антител падает в два раза, но окончательно они не исчезают.

– У переболевших такая же картина?

– То же самое.

– Если так, тогда зачем ревакцинироваться через шесть месяцев? Можно было бы делать это позже.

– Это важный вопрос. Напомню, что указанный мной срок «службы» антител к коронавирусу — это средний показатель. Как угадать, у кого из нас они ослабнут через два года, а у кого – через 6 месяцев?

Рутинно разбираться в этом нет времени, учитывая необходимость быстрого достижения коллективного иммунитета для борьбы с пандемией COVID-19. Поэтому, чтобы никого не пропустить, выбрали минимальный промежуток до ревакцинации — 6 месяцев. На индивидуальном уровне тот, кто уже получил обе дозы вакцины, может через 6 и 12 месяцев сделать тест для определения уровня антител против вируса, и таким образом уточнить необходимость ревакцинации.

– У меня есть знакомый врач, который переболел ковидом еще в прошлом году и продолжает сейчас работать в «красной» зоне. Регулярно проверяя свои антитела, он выясняет, что они до сих пор находятся в «боевом» состоянии, то есть, титр их очень высок.

По нашим обобщенным правилам, ему давно полагается прививаться, поскольку после болезни прошло больше шести месяцев. Но он пока не собирается…

– Я считаю такое решение обоснованным. Постоянный контакт с вирусом в больнице с высокой вероятностью реинфекции — это и есть его «ревакцинация». Врачи из «красных» зон, действительно, могут сохранять высокий титр антител очень долго. Но надо понимать, что это не типичные случаи, и людям, которые не контактируют с вирусом постоянно, надеяться на долгую защиту не следует.

– К чему может привести длительное поддержание своего иммунитета в боевой готовности? Не истощит ли это его?

– Истощение иммунитета в результате повторных прививок, предусматриваемых протоколом ревакцинации, не происходит. Надо отметить, что у людей, склонных к аллергизации или с аутоимунными заболеваниями, необходимость повторной вакцинации должна быть оценена с точки зрения возможных противопоказаний лечащим врачом, иммунологом или аллергологом – а не «экспертами» из соцсетей.

Ольга Степанова