Здоровье

В Минобороны рассказали, какие инновации применяют украинские медики для спасения военных (ФОТО)

Украинские медики для спасения военных используют 3D-титановые импланты.

В Министерстве обороны Украины сообщают, что в настоящее время около 40% раненых воинов имеют повреждения конечностей, большая часть из них нуждается в восстановлении костей. Но не только костей. Как рассказал начальник травматологического отделения подполковник медицинской службы Юрий Лазаренко, уже летом прошлого года в лечебное учреждение начали поступать защитники с тяжелыми ранениями мышечного компонента плечевого пояса с массивными дефектами костной ткани верхней конечности.

Если говорить просто, у ребят за счет значительных повреждений вследствие ранения отсутствует часть мышц или кости, в некоторых случаях вырван сустав. Повреждение большого участка мягких тканей не позволяет производить даже протезирование. Итак, мы столкнулись с проблемой: как заместить эти дефекты и восстановить функции руки. В помощь врачам пришли современные технологии. Так было принято решение для протезирования кости использовать индивидуальные титановые импланты, изготовленные с помощью 3D-технологий.

К нам привезли пациента, морского пехотинца, с тяжелым ранением плеча: у него отсутствовала средняя часть кости, вырван большой участок мышц, но сохранен сустав. Ему повезло, что на предварительных этапах лечения ему не ампутировали руку. Мы сами, если честно, сначала сомневались в выборе путей лечения. И, наконец, приняли решение спасать конечность.

Для него был сделан 3D-титановый имплант. Но предварительно мы со спины переместили мускулы с кожей на плечо. Впоследствии установили имплант. Через 3 месяца после операции воин уже довольно неплохо мог двигать рукой. Процесс изготовления индивидуального титанового импланта — длительный и кропотливый. Сначала хирург создает техническую задачу, которую присылает инженерам-волонтерам из компании Materialise. На этом этапе проговариваются форма, размер конструкции, место и тип крепежа, которым имплант будет фиксироваться. Затем инженеры создают 3D-модель, а впоследствии – макет. Далее врач вносит свои замечания, учитывая конкретную ситуацию пациента. И только потом печатается имплант из титана, ведь именно этот металл лучше всего устанавливается в кость. — Например, я определяю, что с определенной стороны невозможно провести винты и нужно кое-что переделать. Такое общение занимает некоторое время. А каждый протез производится месяц-полтора, — отмечает Юрий Лазаренко. — Да, не у каждого пациента есть возможность столько ждать, и не каждый хирург предпочтет эту методику, а сочтет нужным пользоваться привычными средствами. Однако, по моему мнению, подобная технология имеет право на жизнь, особенно если ранение очень тяжелое. Сегодня у нас уже есть пациенты, которым операция была проведена год назад. Они показывают достаточно неплохие результаты.

Сегодня Командование медицинских сил ВСУ способствует внедрению современных технологий, в том числе и применению индивидуальных титановых имплантов верхних конечностей. Один из раненых, кого уже пролечили по этой методике, — стрелок 72-й бригады Константин. Защитник получил ранения в боях под Угледаром в январе этого года. Говорит, что руку не чувствовал совсем. — В середине января противник пошел в наступление, наши позиции плотно обстреливали. Я так и не понял, как получил ранение. Помню, что успел присесть в окопе, а рука осталась сверху, и зацепило. Рука висела, как веревочка. Собратья оказали к медицинской помощи, наложили жгут. Впоследствии – лечение в госпиталях. Месяц назад произвели протезирование кости. Рука уже не то чтобы болит, но постоянно ноет. Но я уже могу ее сгибать в локте, поднимать в плечи. Единственное, что кисть и пальцы хорошо не работают, потому что были повреждены нервы. Но я постоянно тренируюсь, чтобы лучше восстановиться.

Кроме того, военные травматологи провели уникальную для Украины операцию — восстановили раненому десантнику функцию плечевого сустава за счет индивидуального титанового импланта. Мы же решили побороться за восстановление функций пациента. У него, кроме мышц, отсутствовали плечевые суставы. В то же время, несмотря на тяжелое ранение, сохранены нервы. Сделали для него индивидуальный 3D-протез и подсоединили руку к лопатке. Через 3 недели после операции у раненого начала восстанавливаться подвижность руки.

В настоящее время к операции готовят еще одного тяжелого пациента. У воина вообще отсутствует верхняя треть плеча: нет сустава, участки кости, части мышц. Хирурги уже закрыли дефект, переместив мышцы с другого участка тела, сейчас идет процесс изготовления импланта.

Гелена Деревянко