Локальные мутации коронавируса в настоящее время есть. В то же время принципиальных изменений, которые бы повлияли на его способность к распространению или изменение тактики лечения, не зафиксированы.
Об этом в интервью Укринформу рассказал заведующий лабораторией иммунореабилитологии Института иммунологии и микробиологии им. Мечникова Андрей Волянский.
«Каждую секунду у коронавируса SARS-CoV-2 продолжаются мутации, одни закрепляются, другие нет, но за время нынешней пандемии обнаружено уже несколько тысяч различных изолятов (изолят — выделенный вирус, свойства которого не изучены — ред.). Все это какие-то локальные мутации, но принципиальных изменений коронавируса нет», — отметил он.
При этом медик не исключает, что радикальные мутации коронавируса возможны в будущем. Тогда придется создавать и новые тест-наборы, и новые вакцины.
«Коронавирус мутирует постоянно и независимо от того, как воспринимает его хозяин. Пока, повторюсь, не встречал информации о значимых изменениях, которые повлияли бы на, скажем, его способность к распространению (и тем более на тактику лечения зараженных), на необходимость создания новых наборов для диагностики и новых вакцин», — подчеркнул Волянский.
На вопрос, есть ли вероятность, что РНК-вакцина, разработанная американской компанией Pfizer и немецкой BioNTech, будет на 100% актуальной, пока вирус радикально не мутирует, Волянский ответил, что пока о 100% эффективности любой новой вакцины вообще говорить нельзя.
«Можно говорить условно, что эффективность вакцины высока — 80, или даже 90 процентов. Но проблема в другом: вакцины, которые содержат РНК или ДНК, ранее не применялись массово нигде в мире. И из-за своей высокой эффективности они могут привести к неожиданным неблагоприятным побочным эффектам», — сказал он.
По его мнению, среди таких побочных эффектов может быть провокация аутоиммунных и онкозаболеваний, поскольку в организм вводится не фрагмент вируса, а участки ДНК или РНК на каком-либо носителе, а носитель обычно — тоже вирус.
«И отдаленные последствия такой вакцинации могут быть обнаружены через несколько лет», — добавил он.
Источник: Новое время