Высокотехнологичный архитектор, философ от архитектуры, харизматичная личность…Кавалер ордена Почетного легиона, лауреат всех самых престижных архитектурных премий… Это все – Жан Нувель.
Его основные принципы:
«Создание архитектуры подразумевает отражение личной культуры и мировоззрения архитектора».
«Для меня мой стиль – это мой способ принятия проблем и их решения».
«Каждый раз я пытаюсь найти то, что я называю недостающим звеном в пазле – нужное здание на нужном месте».
«Архитектура – это возможность в городе с богатой историей продолжать игры, начатые другими несколько веков или несколько лет назад».
«Современные технологии – это только средство для достижения эстетического чуда».
1. Институт Арабского Мира – Париж, Франция (1981-1987)
Институт Арабского Мира, как архитектурный комплекс, служит связующим звеном между двумя кварталами Парижа: старинным, с Собором Парижской Богоматери на северо-западе, и современным, с университетским комплексом Жюсьё на юго-востоке.
ИМА состоит из двух главных блоков. Один из них (северный фасад) – здание изогнутой формы, продолжающее очертания рядом стоящего дома, выходит на набережную Сены.
Второй блок (южный фасад) представляет собой стеклянный параллелепипед. Южная стена второго блока оформлена в стиле, смешивающем традиционные арабские орнаменты с современными технологиями: мозаика из 240 фотоэлектрических экранов, снабженных диафрагмами, которые по-разному реагируют на освещенность, имитирует арабские ширмы.
2. Международный Центр Конгрессов Le Vinci – Тур, Франция (1990-1993)
Здание отличается широкой, консольно выступающей крышей в форме «гигантской шляпы». За стеклянными витринами Le Vinci расположены неоновые лампы, обеспечивающие изнутри ночное освещение территории вокруг здания.
3. Фонд Картье – Париж, Франция (1994)
Фонд Картье – парижский фонд современного искусства. «Сочетание света, стекла и утонченных стальных конструкций – вот как можно описать архитектуру этого объекта», – говорит автор. Прозрачная стена, отделяющая живописный сад с дикорастущими цветами от суетной городской жизни, состоит из нескольких легко демонтируемых 8-метровых стеклянных секций. Прозрачный фасад даёт возможность, всем находящимся снаружи, почувствовать себя участниками происходящего внутри него.
При разработке этого проекта Нувель впервые работал вместе Патриком Бланом, ученым-ботаником, создателем «вертикальных садов».
4. Галерея Лафайет – Берлин, Германия (1996)
Галерея Лафайет в Берлине является одним из французских магазинов Lafayette, созданных за пределами Франции. Снаружи огромное здание Галереи выглядит как стерильная, гладкая и чистая космическая станция. На фасаде растет вертикальный сад парижского ботаника-дизайнера Патрика Блана.
За зеркально-стальными стенами скрывается многоэтажный торговый пассаж с огромным холлом, металлическими потолками и декоративными воронками, деформирующими и многократно усиливающими звуки.
5. Dentsu Tower – Токио, Япония (1998)
Нувель считает: «Архитектура начинается с интерьера, с удовольствия от жизни». И этот его небоскреб, построенный для японского гиганта рекламы Dentsu, создает максимально приятное внутреннее пространство. Архитектор стремился создать здание, которое подчеркивает удобства в трех основных направлениях: климат, акустика и эстетика. Для климатического комфорта служит термодинамический фасад. Акустический и эстетический комфорт достигнуты с помощью тщательно спроектированных полов и потолков.
Внешний облик серого здания в форме полумесяца выражает японскую простоту, трезвость, и элегантность.
6. Дворец культуры и конгрессов – Люцерн, Швейцария (1999)
Этот принципиально новый проект стал посвящением трем стихиям – воде, свету и звуку.
В связи с исключительной расположением будущего здания, у залива озера Люцерн, архитектор задумал постройку непосредственно на воде, но это оказалось невозможным по юридическим причинам. И тогда Жан Нувель сказал: «Если я не могу идти к воде, пусть вода идет ко мне». Два канала, проведенные от озера внутрь здания, делят его на три части. И дневной, и вечерний свет отражаются в водах каналов, устраивая неповторимую и вечную игру света и отражений. Концертный зал этого дворца по праву считают акустическим совершенством.
7. Реконструкция газгольдеров. Вена, Австрия (1999-2002)
Венские газгольдеры – это четыре огромных цилиндрических резервуара, каждый объемом 90 тыс. м³. Построенные в 1896-1899 гг, они были заброшены в 1984 году. Теперь Венские газгольдеры – это почти отдельный поселок с жилой, офисной и развлекательной зонами. Реконструкция затронула только внутреннее содержимое бывших газгольдеров, а исторический экстерьер был полностью сохранен.
8. Башня Агбар – Барселона, Испания (2001-2003)
Переливающаяся разными цветами башня сразу стала символом Барселоны. Издали она кажется сделанной из жидкого металла, который меняет свою окраску в зависимости от освещенности. Этот эффект достигнут не только благодаря тому, что наружные бетонные стены Башни покрыты отполированным алюминием и окрашены 40 разными лаковыми красками, но и игрой света стеклянной оболочки.
Архитектуру этого здания по праву называют биоклиматической: часть стеклянных пластин на южной стороне Башни снабжена фотогальваническими поверхностями для получения солнечной энергии; между наружной стеной здания и стеклянной оболочкой предусмотрена воздушная камера для естественного кондиционирования воздуха.
9. Музей на набережной Бранли – Париж, Франция (2006)
Музей цивилизации Африки, Азии, Океании и Австралии – таково полное название этого музея. Представляя свой проект, Нувель говорил о «сакральном сооружении для мистических объектов, носителей тайн, свидетелей древних и живых цивилизаций».
Главное здание музея представляет собой длинный переход на сваях, как туннель, нависающий над садом. Нувелю удалось спрятать здание в зелени благодаря тандему двух озеленителей – ландшафтного дизайнера Жиля Клемана и дизайнера вертикальных садов Патрика Блана.
10. Театр Гатри – Миннеаполис, США (2006)
Дебют Нувеля в Америке, театр был сконструирован на стыке двух городских районов – старой промзоны и жилого фешенебельного квартала. Здание повторяет контуры окружающих его старых элеваторов и, в то же время, отливает синим блеском ультрасовременной стальной облицовки.
«Бесконечный мост» – оригинальная консоль длиной 50 м, выступающая на высоте пятого этажа, заканчивается смотровой террасой.