Эксперименты показали, что «молодая» кровь, введённая взрослым животным, стимулирует у последних образование новых нервных клеток
«Старая» кровь, напротив, подавляет у молодых животных нейрогенез, ухудшает обучаемость и память.
Зрелый нейрон мыши с аксоном и тремя дендритами (красные), предшественники нейронов (синие шарообразные клетки) и клетки нейроглии (зелёные) (фото California Institute for Regenerative Medicine).
Питаясь кровью нежных девушек, граф Дракула и впрямь мог устроить себе вечную жизнь. Ну или хотя бы сохранить ясность мысли и памяти на неограниченное время. В статье, опубликованной в журнале Nature, исследователи из Стэнфорда (США) утверждают, что молодая кровь оздоровляет «пожилой» мозг, стимулируя образование новых нервных клеток.
Даже если человек с возрастом счастливо избежал нейродегенеративных недугов вроде болезни Альцгеймера, возрастные изменения так или иначе затронут его нервную систему: снизится активность существующих нейронов, а стволовые клетки будут давать всё меньше и меньше новых нервных клеток… В какой-то момент учёным пришло в голову проверить, влияет ли на такое положение вещей состав крови, омывающей мозг. Предыдущие исследования на мышах показали, что молодая кровь, попав к старым животным, способна стимулировать иммунный ответ и восстанавливать мышечную функцию. Хотя между кровеносной системой и нервной есть так называемый гематоэнцефалический барьер, который непреодолим для большинства макромолекул, в нём существуют зоны, где он чуть более проницаем: в частности, в местах скопления стволовых нервных клеток.
Для эксперимента были отобраны молодые и взрослые мыши — трёх месяцев и двух лет. Хирургическим путём у животных объединили системы кровотока, чтобы «старая» и «молодая» кровь могли перемешиваться. В результате образование новых нейронов в гиппокампе, «логове» стволовых нервных клеток, у взрослых животных подскочило более чем в два раза. У молодых мышей, наоборот, количество новообразованных нервных клеток упало на четверть. Когда экспериментаторы систематически вводили трёхмесячным мышам «взрослую» кровь, у молодняка не только замедлялся нейрогенез, но и ухудшалась память и обучаемость; такие мыши более чем в два раза чаще ошибались в тестовом упражнении, когда им надо было найти и запомнить правильный выход из лабиринта.
Исследователи определили 17 компонентов крови, концентрация которых повышалась с возрастом. Один из них, белок CCL11 (известный ещё как эотаксин), введённый в кровь, сам по себе был способен замедлять нейрогенез. За счёт какого вещества в «молодой» крови стимулируется нейрогенез, исследователи пока сказать не могут.
Полученные данные позволяют пересмотреть способы терапии психоневрологических расстройств, связанных со старением мозга и гибелью нервных клеток. Очевидно, что лечение подобных заболеваний может осуществляться через периферический кровоток, который донесёт действующее вещество до цели, несмотря на гематоэнцефалический барьер. В ближайшем будущем исследователи планируют предпринять масштабный скрининг сотен компонентов крови, чтобы обнаружить «источник вечной юности» для мозга.
Надеемся, что им будет сопутствовать успех, и это волшебное вещество можно будет получать в искусственном виде — чтобы больным… не пришлось уподобляться графу Дракуле.