Новости технологий

«Сармат» забастовал и не хочет лететь: в России проблемы с очередной ракетой

Минобороны РФ в очередной раз переносит бросковые испытания новейшей жидкостной межконтинентальной баллистической ракеты РС-28 «Сармат». Теперь они планируются не ранее четвертого квартала 2017 года. Причиной переноса сроков называется необходимость проведения дополнительных испытаний на стендах Красноярского машиностроительного завода.

Об этом сегодня рассказал российский «Коммерсантъ».

О переносе бросковых испытаний «Сармата» изданию рассказали два топ-менеджера предприятий ракетостроительной отрасли, а также подтвердил офицер Минобороны РФ, близкий к командованию ракетных войск стратегического назначения (РВСН). Официально в государственном ракетном центре имени Макеева, «Красмаше» и госкорпорации «Роскосмос» от комментариев по теме «Сармат» воздерживаются. Представитель РВСН отказался от оперативного ответа на вопросы издания и попросил прислать официальный запрос.

Как отмечается в публикации, испытания этой новейшей жидкостной ракеты изначально планировалось провести в 2016 году, однако сроки постоянно корректировались и сдвигались «вправо». Следующая попытка была назначена на март 2017 года, но к этому моменту специалисты не успевали завершить работы по оборудованию шахтной пусковой установки на полигоне космодрома Плесецк. Сроки передвинули на апрель, но и тогда случился форс-мажор: в ходе прочностных испытаний на Красноярском машиностроительном заводе проблемы возникли с самой ракетой. Для устранения неисправностей отводилось примерно два месяца: в последний раз «Интерфакс» сообщал, что испытания перенесены на июнь. Но и в июне провести их не удалось: по утверждению собеседников «Коммерсанта», сроки проведения бросковых испытаний вновь сдвигаются и ориентировочно они состоятся не ранее четвертого квартала 2017 года: «Постараемся к этому моменту довести изделие до ума, проведя цикл испытаний на стендах».

Бросковые испытания подразумевают проверку работы порохового стартового ускорителя, который выталкивает ракету из шахты на высоту около 30 метров, а также сбор и анализ информации о поведении МБР после выхода из установки. По сведениям издания, всего к концу года «Красмаш» должен будет собрать три «Сармата» с массогабаритным макетом вместо боевой части. Принята на вооружение, как говорят в Минобороны РФ, ракета должна быть в 2019–2020 годах: к этому моменту «Сармат» должен пройти цикл летно-конструкторских испытаний, а также выполнить зачетный пуск. После этого военные развернут ее в Ужурской (Красноярский край) и Домбаровской (Оренбургская область) дивизиях РВСН.

Как пишет российское издание, проект «Сармат» постоянно обсуждается на селекторных совещаниях у министра обороны Сергея Шойгу, его подчиненные ежесуточно контролируют производственный процесс, а господин Шойгу, приезжая в Красноярский край, всегда заглядывает на завод. Причин для такого внимания несколько. Ракетный комплекс «Сармат» должен заменить самую мощную в мире стратегическую ракету шахтного базирования РС-20В «Воевода»: новое изделие будет оснащено не только разделяющейся головной частью с десятью боевыми блоками индивидуального наведения (у шахтных твердотопливных комплексов «Тополь-М» их только три). «Сармат» будет также выполнять функции носителя гиперзвуковых блоков, в частности «объекта 4202» (ОКР «Авангард»), который разрабатывает реутовское НПО машиностроения. Гиперзвуковое оружие должно стать одним из ключевых факторов прорыва существующей и перспективной системы ПРО.

По словам источника издания, близкого к руководству Минобороны РФ, повышенное внимание к заводу также связано с серьезными проблемами, которые возникли на предприятии в 2015–2016 годах. После того как госкорпорация «Роскосмос» перевела директора «Красмаша» Владимира Колмыкова на руководство химкинским НПО «Энергомаш», его сменил его же первый заместитель Александр Назарько. К этому моменту на заводе началась модернизация: перед уходом господин Колмыков заключил все полагающиеся госконтракты на строительство объектов «Красмаша». Его преемник общего языка со строителями не нашел, вспоминает источник издания на предприятии, работа застопорилась, а гособоронзаказ (завод также изготавливает жидкостные МБР «Синева» и «Лайнер») оказался под угрозой срыва. В итоге госкорпорации пришлось вернуть Владимира Колмыкова на «Красмаш». Решение себя оправдало, говорит собеседник издания в военном ведомстве: «Он отдал предприятию почти 40 лет, знает всех и вся — проблемы были улажены в течение полугода, и все догоночные графики соблюдаются, что было оценено министром». Сам Владимир Колмыков 6 июня докладывал Сергею Шойгу о том, что модернизацию производства планируется завершить в 2020 году.

Отмечу, что вышеописанная ситуация с очередным переносом сроков испытания «Сармата» не вызывает удивления, поскольку она характерна для стремительно деградирующей по всем направления России под «мудрым» руководством Путина.

Что касается российских ракет, то, как я ранее неоднократно писал, они постоянно либо не взлетают, либо взрываются при пуске, либо падают сразу после запуска.

Например, в течение одного только сентября прошлого года в РФ были зафиксированы три аварийных случая при запусках ракет.

Также в России в последнее время наблюдается массовый падеж самолетов — как гражданских, так и военных.

regional