Массы потеряют экономическое и политическое влияние, а представители элит смогут повысить свои интеллектуальные возможности и улучшить физические показатели с помощью технологий, прогнозирует израильский историк Юваль Ной Харари в своей публикации в The Guardian.
В индустриальном обществе элиты нуждались в большом количестве трудовых ресурсов и массовой армии, поэтому они вкладывали средства в развитие общего образования, доступной медицины и социальной поддержки населения, – отмечает историк.
Однако в постиндустриальном мире массы теряют прежнее значение и становятся лишними. На смену массовым армиям приходят профессиональные подразделения и высокотехнологичные системы, широко используются беспилотники и роботы. Также происходит роботизация и автоматизация промышленного производства. По мнению исследователя, это приведет к постепенной трансформации большей части общества на «лишний класс».
В то же время, развитие биотехнологии и биоинженерии приведет к превращению экономического неравенства в биологическое. Самосовершенствование будет стоить дорого и будет доступно немногим. Харари считает, что ориентировочно к 2100 году богатые будут значительно умнее, сильнее и здоровее представителей низших классов, и ничего уже нельзя будет изменить.
Автор допускает, что некоторые государства с устоявшимися гуманистическими традициями продолжат поддерживать массы, предоставляя им доступ к виртуальной реальности и видеоиграм. Но в таких странах, как, например, Китай, Бразилия или Южная Африка, лишний класс будет «сброшен за борт общества».
По мнению ученого, глобализация не способна обеспечить людям свободу и равенство. Она объединит мир вертикально, стирая национальные различия, но разделит человечество горизонтально. И тогда неравенство достигнет невиданных ранее масштабов.
В то же время, развитие технологий никогда не было определено заранее. Общество способно выбрать, каким оно станет с помощью технологий. В качестве примера историк приводит Южную и Северную Кореи, которые, обладая идентичными технологиями в середине 20-го века, пошли диаметрально противоположными путями.