Президент Петр Порошенко ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны "О доктрине информационной безопасности Украины" и утвердил доктрину.
Соответствующий указ подписан 25 февраля. Документ вступает в силу со дня его опубликования.
Как говорится в тексте решения СНБО, целью доктрины является уточнение принципов формирования и реализации государственной информационной политики, прежде всего по противодействию разрушительному информационному влиянию Российской Федерации в условиях развязанной ею гибридной войны.
Согласно документу, Служба безопасности должна осуществлять мониторинг специальными методами и способами отечественных и иностранных средств массовой информации и сети Интернет с целью выявления угроз национальной безопасности Украины в информационной сфере.
Также СБУ будет осуществлять противодействие проведению против Украины специальных информационных операций, направленных на подрыв конституционного строя, нарушение суверенитета и территориальной целостности Украины, обострение общественно-политической и социально-экономической ситуаций.
В то же время, Министерство информационной политики осуществляет мониторинг СМИ и общедоступных ресурсов отечественного сегмента сети Интернет с целью выявления информации, распространение которой запрещено в Украине. Также оно осуществляет мониторинг угроз национальным интересам и национальной безопасности в информационной сфере.
Также министерство осуществляет организацию кризисных коммуникаций, в частности во время проведения антитеррористической операции и в особый период, а также принятие мер в информационной сфере, связанных с введением правовых режимов чрезвычайного или военного положения.
Кроме того, на него возложена выработка и внедрение стратегии информационного обеспечения процесса освобождения и реинтеграции временно оккупированных территорий.
На Министерство иностранных дел, в частности, возложено обеспечение продвижения интересов Украины за рубежом информационными средствами; обеспечение донесения позиции Украины до руководства иностранных государств, парламентов и правительств, внешнеполитических ведомств, представителей бизнеса и экспертных кругов, широкой общественности, содействие продвижению положительного имиджа Украины.
Также МИД должен способствовать продвижению украинских телеканалов в кабельные и спутниковые сети за рубежом.
Министерство культуры, Государственное агентство по вопросам кино, Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания, Государственный комитет телевидения и радиовещания в соответствии с компетенцией “будут участвовать в обеспечении защиты украинского информационного пространства от пропагандистской аудиовизуальной и печатной продукции государства-агрессора; разрабатывать приоритеты и стимулы развития украинского кино, телевизионного контента, книгопечатания, в частности освещение героического сопротивления украинского народа российской агрессии”.
Согласно документу, СНБО должен осуществлять координацию деятельности органов исполнительной власти по обеспечению национальной безопасности в информационной сфере.
Кабинет министров будет обеспечивать осуществление информационной политики государства, финансирование программ, связанных с информационной безопасностью, направлять и координировать работу министерств, других органов исполнительной власти в этой сфере.
Доктриной также возлагается ряд задач на Министерство обороны, Государственную службу специальной связи и защиты информации, разведывательные органы, Национальный институт стратегических исследований.
В документе отмечается, что правовой основой доктрины является Конституция Украины, законы Украины, Стратегия национальной безопасности Украины, утвержденная указом президента от 26 мая 2015 года, а также международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой.
Как сообщалось, 18 февраля президент ввел в действие решение СНБО от 29 декабря 2016 года “Об угрозах кибербезопасности государства и неотложных мерах по их нейтрализации”.
Согласно этому решению, Кабмин в трехмесячный срок должен внести на рассмотрение Верховной Рады законопроекты по имплементации положений Конвенции о киберпреступности, в которых должно быть предусмотрено, в частности, введение блокировки по решению суда операторами и провайдерами телекоммуникаций определенного информационного ресурса.