Новости технологий

МОЗ разрешило увеличить излучение базовых мобильных станций: активисты негодуют

О шапочках из фольги пока не все забыли. Отдельные активисты хотят отменить решение МОЗ об увеличении излучения базовых станций мобильщиков.

В мае Минюст утвердил проект Министерства здравоохранения, согласно которому можно в 4 раза поднять мощность излучения базовых станций мобильных операторов (10 мкВт/кв см), а также отменить обязательный санитарный паспорт для каждой станции. Операторы приветствовали такой подход и заверили: одно из препятствий на пути быстрого развертывания 4G пройдено.

Однако отдельные энтузиасты намекают чиновникам из Министерства охраны здоровья (МОЗ), что те не правы. В отдельных случаях говорят прямым текстом и через суды.

Общественная организация Институт общественного здоровья подала иск к МОЗ, Государственной регуляторной службе, Министерству юстиции и мобильным операторам “большой тройки”. В нем Институт просит признать приказ МОЗ незаконным. Причина – отсутствие научного обоснования, что новые нормы излучения не вредны для людей.

Журналисты решили разобраться в позициях сторон.

Чего хочет истец?

“Информацию я запрашивал у Национальной академии наук, Национальной академии медицинских наук, Государственной регуляторной службы и Министерства юстиции, – говорит Александр Штиль, глава Института общественного здоровья. – Обе академии сказали, что не одобрили решение Минздрава и повышать предельно допустимый уровень (ПДУ) нельзя. Однако их замечания проигнорировали”.

По его словам, в МОЗ ежегодно утверждают планы проведения научных работ за государственные средства. Одной из плановых работ было обоснование поднятия предельно допустимого уровня излучения в четыре раза. Но, говорит Штиль, не прошло и месяца, как эту работу закрыли.

На этом Штиль не остановился: “Я проанализировал, как проходила регистрация проекта. Минздрав направил в государственную регуляторную службу проект нормативно-правового акта. Она его утвердила. Потом Минздрав подал это решение о согласовании в Минюст, но подложил под него другой текст, который радикально отличается от согласованного. В таких случаях по закону Минюст в срок до 10 дней должен отменить решение о госрегистрации акта. Однако на замечание ГРС ни в Минюсте, ни в Минздраве не отреагировали”.

Вторым пунктом претензий истца стала отмена обязательного паспорта для излучающего объекта. По его словам, это был единственный документ, который мог подтвердить безвредность базовой станции. Вопрос курировала санстанция, которая давала рекомендации оператору по перенаправлению или уменьшению мощности, могла инициировать замеры. Сейчас человеку, который переживает из-за выросшей на соседнем доме вышки, непонятно куда обращаться.

На вопрос, как получается так, что в других, даже соседних, странах допустимый уровень излучения выше в 10-100 раз, чем новый уровень в Украине, Александр Штиль отвечает: “У нас до 1996 года действовал норматив 10 мкВт/см2, но после проведенных исследований с учетом влияния Чернобыльской АЭС его понизили. Может быть и пришло время поднять, но пусть об этом скажет какое-то научное исследование”.

Получается, у Александра Штиля две претензии:

к порядку принятия приказа МОЗ об увеличении норм излучения;

к отмене паспортов, как якобы единственного подтверждения безвредности базовой станции.

Слово мобильщикам

Операторы не видят проблемы в отмене санитарных паспортов для их антенн. Тем более, что их все еще можно получить, если нужно. К примеру, Киевстар получил санпаспорта, чтобы убедить руководство КПИ в том, что нужно разрешить оператору обеспечить связь на территории вуза. “Ничего не изменилось, за исключением инстанции, которая контролирует субъектов рынка и защищает граждан. На сегодняшний день это Государственная служба Украины по вопросам безопасности продуктов и защите потребителей”, – говорит президент Киевстар Петр Чернышов.

Операторы твердят, что и так выполняют санитарные нормы. А санпаспорта – лишняя бюрократическая нагрузка. Если кого-то пугает выросшая на соседнем доме базовая станция (БС), он может обратиться в уже упомянутую Госслужбу по вопросам безопасности продуктов и защите потребителей, а также непосредственно к владельцу БС и тот сам организует измерение уровня излучения. “Санитарный паспорт теряет актуальность и остается лишь неоправданной статьей расходов в и без того зарегулированной деятельности операторов телекоммуникаций”, – добавляют в пресс-службе lifecell.

Слово экспертам

Как рассказал председатель правления интернет-ассоциации Украины Александр Федиенко, занижение норм излучения ранее лоббировала структура, подчиняющаяся Минздраву, которая ранее выдавала санпаспорта.

“Все движение, связанное с санитарными нормами, лоббировала лаборатория гигиены электромагнитных излучений Института гигиены и медицинской экологии им. Марзеева, которая выдавала санпаспорта. Понятное дело, если мы либерализируем это все дело в законодательном поле, то они теряют достаточно серьезный сегмент работы”, – рассказывает он.

Федиенко выразил недоумение, почему общественная организация, не являющаяся субъектом рынка, может подавать иски по делам регуляции отрасли.

То, что камнем преткновения в споре о нормах излучений стал вопрос выдачи санитарных паспортов, подтверждает глава комитета Верховной рады по вопросам информатизации и связи Александр Данченко

“Наконец эта отвратительная коррупционная составляющая в хозяйственной деятельности была отменена. Любой кто на рынке, обычно не под запись, подтвердит, что ответственные лица в Минздраве получали огромные доходы на выдаче санитарных паспортов”, – отмечал он в сентябре.

Для того чтобы отрегулировать все споры, было решено по второму кругу согласовать аналогичное решение МОЗ. Об этом в комментарии LIGA.net рассказал Данченко.

“Все закончилось тем, что в прошлую пятницу мы эту эпопею вроде бы выиграли. Завтра должен быть подписан новый приказ Министерства здравоохранения, который пришлось пересогласовывать заново. Уровень будет тот же – 10 мкВт/кв см”, – суммировал он.

Заседание суда по делу о признании приказа МОЗ незаконным назначено на 6 декабря. Тогда и станет известно, будет ли в этой истории продолжение.

Антон Кобылянский
Евгений Шишацкий
Маша Ксендзик

helen