К концу Второй мировой войны, когда союзники начали вторжение в Германию, нацистские ученые боролись за создание ядерного реактора.
Проект, которым руководил физик Вернер Гейзенберг, состоит из 664 кубов урана, каждый из которых весит около 2,3 килограмма. Когда Германия рухнула, ученые спрятали кубы урана и скрылись.
Спустя более 70 лет после войны в Мэриленде загадочным образом появился один из этих урановых кубов.
Таинственное появление уранового куба отправило Тима Кета, доцента-исследователя в Университете штата Мэриленд, в расследование, чтобы узнать, как куб сюда попал и где находятся оставшиеся урановые кубы.
Статья, опубликованная в майском выпуске Physics Today за 2019 год, рассказывает об отчаянной попытке нацистской Германии построить ядерный реактор, который стимулировал Манхэттенский проект, приведший к бомбардировке Японии.
Манхэттенский проект был создан в 1939 году бывшим президентом США Франклином Д. Рузвельтом как прямой ответ на сообщения разведки о том, что нацистская Германия создает ядерное оружие. Однако в последние дни войны власти фактически впервые взглянули на ядерные усилия Германии и обнаружили, что вместо программы вооружения команда Гейзенберга строила реактор в пещере под замком на юго-западе Германии.
Зная, что они проиграют войну, немцы думали, что смогут спасти свою репутацию, создав первый ядерный реактор.
Однако усилия не увенчались успехом, и Германия упала. В апреле 1945 года американские войска раскопали урановые кубы и отправили их в Париж. Далее, ученые обнаружили, что нацистские урановые кубы в конечном итоге были отправлены в Соединенные Штаты, но они больше не были нужны.
Один из этих урановых кубов находится в Смитсоновском институте, а другой используется на уроках естествознания в Гарвардском университете. Один оказался в столе Кет.
Расследование также привело исследователей к рассекреченным недавно документам ЦРУ под названием «Германский уран». Выяснилось, что во время войны в конкурирующем проекте использовалось еще 400 урановых кубов.
Более того, по словам Кета, если бы нацистская Германия заставила две группы ученых работать над ядерным реактором, они, вероятно, преуспели бы в этом.