Нефтепоглощающие микробы, найденные в самой глубокой части океана, могут помочь в ликвидации техногенных разливов нефти
Самая глубокая часть нашей планеты – Марианская впадина, простирающаяся примерно на семь миль вглубь Тихого океана.
Этот темный и глубокий мир является домом для многих удивительных микроорганизмов. Одним из них является новая группа бактерий, которые разлагают углеводороды – молекулы, которые содержатся в нефти и газе.
Новое исследование показывает, что эти бактерии, питающиеся углеводородами, более распространены во впадине Челленджера, самой глубокой части Марианского желоба.
Эти питающиеся нефтью микробы могли бы помочь в ликвидации технологических разливов нефти на поверхности океана.
Ученые знают больше о самых дальних уголках глубокого космоса, чем о самых глубоких частях океанов нашей планеты.
Самая глубокая часть Марианского желоба – полумесячный каньон шириной 43 мили на краю двух тектонических плит – Бездна Челленджера является домом для уникальной экосистемы существ и микроорганизмов.
Согласно новому исследованию, опубликованному в журнале Microbiome, группа бактерий, найденных в глубине Бездны Челленджера, может не только выживать в экстремальных условиях, но и питаться молекулами углеводородов, присутствующих в нефти и природном газе.
Бактерии, питающиеся нефтью, также обнаруженые на поверхности океана, помогли разложить большую часть маслянистых отходов, которые попали в Мексиканский залив после катастрофы Deepwater Horizon 2010 года. Ученые считают, что эти микробы также могут быть использованы для очистки других поверхностных разливов нефти.
Разлив нефти, штат Луизиана. Reuters / Lee Celano
Бездна Челленджера «не гостеприимна почти ко всем организмам на планете. Там холодно и темно, а чудовищное давление воды за доли секунды может расплющить большинство живых организмов», говорит Джонатан Тодд, биолог из Университета Восточной Англии в Великобритании и соавтор исследования.
«Как микроорганизмы выживают в этой среде, до сих пор остается загадкой», – добавил он.
Сбор образцов с глубины Бездны Челленджера нелегкая задача. На сегодняшний день только несколько экспедиций смогли провести исследования в этой точке.
Дистанционно управляемый автомобиль Deep Discoverer в Марианской впадине. NOAA Управление по исследованию и исследованию океана / AP
Чтобы получить образцы, исследователи взяли пробы воды и осадков на разных глубинах в Марианской впадине.
«Просто подумайте о размерах и весе кабеля, необходимого для погружения на глубину более 10 километров», – сказал Тодд.
После исследования образцов, команда обнаружила новую группу бактерий, поглощающих нефть.
«Возможно, в Марианской впадине содержится более высокая доля углеводородов по сравнению с другими источниками питательных веществ, которые поддерживают эту популяцию», – считает Тодд. Эти углеводороды могут накапливаться во впадине из-за ее уникальной топографии, добавил он.
Авторы исследования считают, что углеводородные питательные вещества могут быть секретом успеха этих бактерий в экстремальных условиях Бездны Челенджера, где давление достигает примерно 15 000 фунтов на квадратный дюйм.
В 2010 году произошел разлив нефти с платформы Deepwater Horizon у побережья Луизианы и в в Мексиканский залив попало около 200 миллионов галлонов нефти.
Несколько видов бактерий, поглощающих углеводороды, таких как Alcanivorax borkumensis, “пировали” на разлитой нефти, помогая в ликвидации последствий стихийного бедствия.
Alcanivorax стал одним из видов бактерий, которые Тодд и его группа нашла с Бездне Челленджера.
Тодд считает, что бактерии, извлеченные из Марианской впадины, могут также помочь в ликвидации разливов нефти. При тестировании в лаборатории эти микроорганизмы из глубин океана «очень эффективно потребляли» различные виды углеводородов.