Новости спорта

Богачи с Востока покупают футбольные клубы ради имиджа и налогов

Богатейшие люди Ближнего Востока и Азии нынче вкладывают огромные деньги в европейские футбольные клубы.

Вчера в Лиге чемпионов было катарское дерби “ПСЖ” и “Барселоны”, сегодня в 1/4 играет финансируемая из того же Катара “Малага”… Богатейшие люди Ближнего Востока и Азии нынче вкладывают огромные деньги в европейские футбольные клубы. Интересы — прямые экономические и имиджевые, которые в конечном итоге все равно ведут к экономическим. Но толк получается не всегда — и для новых владельцев, и для успешности клубов.

“ПСЖ” (КАТАР)

В 2011 году один из наиболее популярных французских клубов, уже давно не добивавшийся успехов, был приобретен катарским госфондом Qatar Investment, которым распоряжается наследник трона шейх Тамим Бин Хамад Аль-Тани. И открылся денежный краник. За два межсезонья “новые парижане” купили игроков на 332 млн долларов, практически полностью изменив состав. Командой рулит Анчелотти, звездит Ибрагимович, вот даже вернули из Штатов старину Бекхэма…

Теперь “ПСЖ” работает на имидж страны, выходцем из которой является ее собственник. Как же все-таки вкусно в 2010 году шейх Тамим Аль-Тани пообедал с президентом Франции Саркози и президентом УЕФА Платини! Катар поблагодарил за налоговые льготы во Франции, и потекли инвестиции во французский футбол. Единственное неудобство для шейхов — “Катаргейт”, обвинения в коррупции при получении ЧМ-2022…

Президентом “ПСЖ” является Насер Аль-Хелаифи, который также занимает должность гендиректора телеканала Al Jazeera Sport. Французской телереволюцией стало приобретение за 90 млн евро катарским каналом прав на показ двух матчей из каждого тура Лиги 1… В первом сезоне абсолютно новый “ПСЖ” не смог стать чемпионом страны, уступив титул скромному, но дерзкому “Монпелье”. Но уже в этом году мало кто сомневается в том, что команда Анчелотти не сможет оформить чемпионство.

А вот в самом престижном европейском турнире “ПСЖ” уже преуспел — впервые за 18 лет добрался до четвертьфинала ЛЧ. Примечательно, что в сезоне 1994—1995 “ПСЖ” на этой стадии, также как и сейчас, встречался именно с “Барселоной”. Тогда выиграл по сумме двух матчей 3:2.

На этот раз в двухсерийном противостоянии как на “Парк де Пренс”, так и на “Камп Ноу” пройдет массовая популяризация Катара. Учитывая, что на футболках “Барсы” красуется надпись Qatar Foundation, собственником которой является эмир Катара шейх Хамад бин Халифа Аль-Тани. Кстати, с июля на груди каталонцев уже будет авикомпания Qatar Airways. Момент важный. Еще никогда в своей истории — за 113 лет — “Барселона” не носила на груди название коммерческой организации. Но доводы катарцев — пятилетний контракт на 150 млн евро — показались каталонцам убедительными.

“МАЛАГА” (КАТАР)

Другой из рода Аль-Тани — Абдула, родственник эмира Катара Хамада Аль-Тани и двоюродный брат владельца “ПСЖ”, в июне 2010-го приобрел клуб с испанского побережья. Он хотел завладеть местным портом, и вложить 400 млн евро не в развитие команды, а в строительство гостиничного комплекса. Однако получив отказ от властей, а также с опозданием узнав, что львиная доля денег от продажи телеправ в Испании разделяется между “Барселоной” и “Реалом”, решил прекратить финансирование и как можно скорее продать клуб. “Анчоусы” снова начали погрязать в долгах. Но яркое выступление “Малаги” в дебютном для нее розыгрыше ЛЧ вновь пробудило интерес Аль-Тани, который, сократив бюджет клуба со 150 до 80 млн, остается его владельцем. При этом из-за нарушения финансового фейр-плей, андалусийцы отстранены от участия в одном турнире под эгидой УЕФА, путевку в которой они добудут в ближайшие четыре сезона. Несколько недель назад Marca сообщила, что владелец “ПСЖ” выразил неподдельное желание инвестировать средства еще и в “Малагу”, учитывая, что его двоюродный брат своей неопределенностью, скорее, порочит имя семьи.

“МАН СИТИ” (ОАЭ)

Пока наиболее успешный проект Ближнего Востока в европейском футболе. В 2007 году “МанСити” приобрел таиландский бизнесмен, заплатив за него $43 млн и погасив долги в 119 млн. Тогда это не вызвало особого интереса, но уже через год клуб перешел во владение шейха Мансура, члена правящей королевской семьи Абу-Даби. Первый же трансфер стал рекордным для Британии — за 32,5 млн фунтов в Манчестер из “Реала” перебрался бразилец Робиньо. И пошло-поехало. Шейх Мансур вложил уже около 1,75 млрд фунтов. Результат частично получен — в 2012 году “горожане” впервые за 44 года стали чемпионом Англии.

В 2011 году их стадион получил название “Этихед Стейдиум” в честь крупнейшей авиакомпании ОАЭ, собственником которой является родной брат Мансура. Предполагается, что основная цель семьи шейха — сделать из местного аэропорта “Сити оф Манчестер” ключевую транзитную точку между ОАЭ и Англией. Также в качестве спонсора клуба была привлечена телекоммуникационная компания Etisalat, которая охватывает большое количество стран Азии и Африки, а в ее планах — стать монополистом азиатского рынка.

“ХЕТАФЕ” (ОАЭ)

В апреле 2011 года президент “Гетафе” Анхель Торрес Санчес объявил, что через год клуб перейдет к Royal Emirates Group. Предполагалось увеличение бюджета команды из пригорода Мадрида компанией из ОАЭ, а также ее переименование в Getafe Team Dubai. Из-за протестов местных фанатов, подобного “ребрендинга” не произошло. Как и, собственно, продажи: посредником выступал некий Жоан Хуанола, оказавшийся мошенником, в июне прошлого года он был арестован.

“БЛЭКБЕРН” (ИНДИЯ)

В ноябре 2010 года 99,9% акций английского клуба с более чем 100-летней историей за 23 млн фунтов были выкуплены индийской компанией Venky’s Limited. Новые собственники планировали популяризировать футбол в своей стране и навязать конкуренцию традиционному для Индии крикету. Однако это сотрудничество привело к продаже двух лидеров Фила Джонса (в “МЮ”) и Кристофера Самба (в “Анжи”) в общей сложности за 29 млн фунтов и последующему вылету команды из Премьер-лиги без особых перспектив вернуться в элиту уже в ближайшем сезоне… Видимо, главной целью семьи Рао все-таки была широкая рекламная кампания своей продукции (птицефабрики, вакцины, пищевые добавки и фастфуды) на территории Англии.

“КПР” (МАЛАЙЗИЯ)

Едва команда из Западного Лондона в позапрошлом сезоне добыла путевку в АПЛ, ее тут же приобрел малазийский владелец авиакомпании AirAsia Тони Фернандес. Который признался, что осуществил свою мечту, будучи давним футбольным фанатом, хоть и активно поддерживал другой клуб из английской столицы — но “Вест Хэм” ему приобрести не удалось. Фернандес достаточно искренне вкладывает свои деньги — 100 млн фунтов за полтора сезона — на трансферы и зарплаты, но “КПР” идет в АПЛ предпоследним.

vlad