Полузащитник мюнхенской «Баварии» и сборной Украины Анатолий Тимощук рассказал о своей ситуации в клубе, а также поведал о трудностях, которые настигли украинскую национальную команду.
— Анатолий, что сначала подумали, когда «Бавария» официально объявила, что покупает за 40 миллионов евро Хави Мартинеса у испанского «Атлетика»?
— У нас была высокая конкуренция за место в полузащите, с приходом еще на одного игрока она стала только острее. Не концентрируюсь на мыслях о том, кто приходит в клуб или идет. Тем более, не задумываюсь о трансферной сумме. Это — информация для журналистов, болельщиков. Моя задача — быть сфокусированным на собственной игре.
— И все же, эта сумма — рекордная для немецкого футбола. Может вообще столько стоить исполнитель?
— Если футбольный клуб готов заплатить конкретную сумму конкретного игрока, значит — может… Но уже от исполнителя и клуба зависит, как дальше будет выглядеть этот исполнитель, каким образом он будет полезен команде, какой это принесет результат. Когда трансфер обходится в рекордную не только для клуба, но и для лиги, сумму, то на тренера это не может не влиять. Если за футболиста клуб платит такие деньги, то, считаю, рано или поздно для него создадут все условия, чтобы он заиграл. Это — логично.
— Говорят, в Германии между клубами существует джентльменское соглашение не тратить на трансферы выше какой-то определенной суммы. Если правда, то как работает такая «схема»?
— Не думаю, что такое соглашение существует, хотя бы потому, что пришел упоминавшийся Мартинес. И, естественно, «Бавария» ни с кем не согласовывал свою трансферную политику. Знаю, что в Германии есть общий закон, касающийся структуры собственности футбольного клуба, но к трансферной политике это не имеет прямого отношения. Каждый тратит столько, сколько считает нужным.
— Неужели Хави Мартинес настолько сильнее Анатолия Тимощука, что у последнего почти нет игровой практики нынешнего сезона?
— Нахожусь в «Баварии» уже три с половиной года, поэтому в клубе хорошо знают мои лучшие качества, которые стараюсь проявить в каждой игре и на каждой тренировке. В том числе, всегда готов к конкуренции, никогда ее не боялся. Тем более, на протяжении всей карьеры, ее было достаточно во всех клубах, цвета которых защищал. И, знаете, люблю конкуренцию! Она повышает качество, следовательно — становишься сильнее. От этого все только выиграют. Но если говорить о ситуации в «Баварии», то делаю все возможное, чтобы доказать тренерскому штабу свое право на место в составе. Но что поделаешь? В этой ситуации от меня ничего не зависит, решение принимает тренер.
— Конкуренция очень приличная. В прошлом сезоне приобрели Луиса Густаво, а ныне до прихода Хави Мартинеса подписали Данте, потому и в центре защиты «вакансия» закрылась. Была возможность и желание летом сменить клуб?
— Первого июля вступил в силу пункт дополнительного соглашения между мной и «Баварией» о продлении контракта еще на один год по взаимной договоренности. Со стороны клуба не поступало других предложений, а это свидетельствует о том, что он рассчитывает на меня. Со своей же стороны, отмечу: комфортно чувствую себя в «Баварии», в Мюнхене, поэтому не было повода для того, чтобы прекращать сотрудничество. Пока не устраивает только количество игрового времени, поэтому если все останется без изменений, то во время зимнего трансферного окна будет возможность пересмотреть ситуацию.
— Есть ли «Бавария» тем местом, где стоит оставаться без игровой практики в 33 года?
— «Бавария» — это один из лучших клубов Европы, поэтому здесь высокая конкуренция в команде, и если не участвую в играх, то все равно пытаюсь доказать свое право на место в составе за счет тренировок и того игрового времени, который мне предоставляет тренер. Сейчас для того, чтобы иметь достаточно игрового времени, возможно, необходимы какие-то изменения, поэтому время покажет, какое решение необходимо принять в ближайшем будущем.
— 2009-го вы добрались «Баварии» за 11 миллионов евро. Как считаете, какую сумму мог бы потребовать за Тимощука ваш клуб, если бы вдруг захотел его продать?
— Если будет стоять вопрос об изменениях, то размер компенсации обсуждаться предметно уже между двумя клубами. Учитывая, что у меня контракт заканчивается менее чем через 9 месяцев, не думаю, что в этом вопросе может возникнуть какая-то проблема.
— А на какой позиции видит вас тренер теперь: в полузащите или защите?
— Учитывая количество игрового времени в этом сезоне, лично мне сложно ответить за тренера. Но в тех матчах, когда выходил на поле, действовал на позиции опорного полузащитника. В целом же, в поединках за «Баварию» выполнял различные функции. Скажем, в роли центрального защитника провел финальный матч Лиги чемпионов, как мне кажется, еще раз продемонстрировав, что всегда готов прийти на помощь команде, даже в самый критический момент.
— В свое время вас откровенно игнорировал Луи ван Гаал, но впоследствии доказали ему, что, как минимум, не слабее Марка ван Боммеля. Чувствуете в себе силы снова отвоевать место в стартовом составе?
— Всегда есть возможность конкурировать. Конечно, если предоставлен такой шанс и равные условия для конкуренции. Но знаете: Анатолий Тимощук не привык отступать от поставленной цели. Уверен в своих силах и бороться до последнего.
— В мае вас серьезно критиковали болельщики, журналисты и эксперты за то, что якобы «не на фарт» коснулись Кубка ЛЧ перед началом игры с «Челси» …
— Впервые слышу, что меня кто-то обиделся! Лично о какие-то претензии никто не говорил, наоборот — все отмечают высокий уровень футбола и самоотдачи в том поединке. Наконец, у меня есть такая традиция: перед финальными матчами за Кубок УЕФА и Суперкубок Европы, выходя на поле, касался трофеев. Если помните, тогда моя команда становилась их обладателями. И на этот раз не проиграли, но судьба была благосклонной к сопернику. В целом провели 120 минут на высоком уровне, имели подавляющее преимущество над «Челси», но уступили лишь в серии пенальти.
— Время от времени появляются разговоры о нездоровую атмосферу в раздевалке «Баварии». То Роббен с Рибери что-то не поделят, то еще что-то. Часто конфликты случаются?
— В любом коллективе возникают разные ситуации, но даже несмотря на это, «Бавария» — одна большая семья, в которой каждый пытается подчинить собственные интересы командному результату. Во время прошлого сезона случались разные конфликты, но сейчас — это уже далеко позади, об этом все забыли, и команда живет текущим сезоном. Перед нами стоят задачи завоевания трофеев, один из которых — Суперкубок Германии — мы уже выиграли на старте сезона («Бавария» переиграла дортмундскую «Боруссию» со счетом 2:1. Тимощук вышел на поле уже после установления итогового счета, сменив на 80-й минуте Рибери. — прим.).
— Анатолий, как восприняли известие о том, что Олег Блохин уйдет из сборной, подписав контракт с «Динамо»?
— Эту новость узнал из СМИ, когда был в расположении мюнхенского клуба. Конечно, это стало для меня неожиданностью.
— Звонили Блохину? Разговаривали?
— Все переживаем за его здоровье, желаем, чтобы он поскорее восстановился, а процесс реабилитации прошел как можно быстрее. Думаю, когда это будет уместно, встретимся или пообщаемся с ним.
— Многие считают его решение предательством сборной.
— Мне сложно комментировать мысли других людей. Но считаю, что это был не самый удачный момент для смены работы, поскольку в то время отборочный цикл для нас только стартовал, причем — успешно. Конечно, учитывая минимум в двух неудачных последующих матча, можно рассматривать разные причины провала, в том числе — вынужденную смену тренера по состоянию здоровья, ведь планировалось, что именно Блохин выведет нас на поединки против Молдовы и Черногории. Но главное для сборной — сделать правильные выводы.
— Как считаете, кто должен сменить Блохина в национальной команде?
— Пока не знаю политики ФФУ в плане подбора нового тренерского штаба, ведь раньше она была такой, что главный тренер должен быть украинский. В иностранных национальных федерациях, например, часто преследуют иные цели, приглашая «легионера», очень важно, какую позицию и какое направление выберет ФФУ. Точно знаю, что нам необходим опытный специалист, который бы продолжил путь Блохина.
— Может, стоит впервые пригласить иностранца?
— Для меня самым главным является критерий пользы для национальной команды, а не паспорт тренера.
— А насколько сложно вам было приезжать в сборную, не имея игровой практики в клубе?
— Я в хорошем физическом и психологическом состоянии, поэтому в сборную приезжал с удовольствием. Тем более, в национальной команде хорошая атмосфера внутри коллектива, этот микроклимат остался, даже несмотря на последние неудачи.
— После поединка в Англии родоначальники футбола назвали фаворитом группы именно Украину…
— Всем так казалось. Мы же в Лондоне показали футбол высокого качества, имели шансы победить, если бы реализовали многочисленные моменты. Но ничья, наверное, — справедливый итог матча, хотя надеялись на большее…
— А шесть очков в матчах против Молдовы и Черногории всем казались обязательной программой …
— На каждый поединок надо выходить с настроем на победу и делать все возможное, чтобы ее достичь. Понятно, что в Кишиневе потеряли два очка, а не приобрели одно, поэтому в игре с Черногорией надо было действовать с удвоенной энергией. В итоге, контролировали ход встречи, владели территориальным преимуществом, но соперник просто поймал нас на контратаке. Наконец, не надо долго думать, чтобы понять, что проиграли черногорцам заслуженно. Пока у нас остаются определенные шансы на выход из группы, бороться и идти будем до конца.
— Согласны, что нашей команде не хватило в последних двух поединках мысли, разнообразия действий, креатива?
— Знаете, соперники защищались всей командой, и нам очень сложно было подобраться к их воротам. Отсюда — много поперечных и длинных передач, ведь отдать острый пас вразрез или за спины защитникам было почти нереально. Наконец, согласен, что креатива нам же не хватало.
— После игры футболисты простились с Андреем Балем и его тренерским штабом?
— Нет, прощание, как такового, не было. Наставники только сказали нам, что, несмотря промежуточные неудачи, нельзя опускать руки, а нужно стараться выйти из этой непростой ситуации. С этим убеждением согласен.