Новости спорта

Как Украине получить выгоду от спортсменов, желающих переехать в Россию

Итак, на сегодняшний день о своем желании выступать за Россию уже заявило четверо крымчан. Это олимпийский чемпион-2008 в пулевой стрельбе Артур Айвазян, двукратный серебряный призер чемпионатов мира по тяжелой атлетике Артем Иванов (на фото), чемпионка Европы в метании копья Вера Ребрик и яхтсмен, призер этапов Кубка мира, Алексей Борисов.

На очереди еще с десяток перспективных спортсменов из самых разных видов. И пусть тот же Айвазян уже давно ничего не выигрывал, а перспективы Ребрик в своем виде весьма сомнительны, каждого из них терять реально жаль. Особенно, 26-летнего Артема Иванова, который способен на высоком уровне соревноваться еще несколько лет.

Для Украины такая ситуация не нова. Мы и раньше постоянно теряли спортсменов. Хрестоматийными стали переезды наших фигуристок Алены Савченко и Татьяны Волосожар. Мастера фристайла Алла Цупер и Антон Кушнир, покинув родину, сумели впоследствии стать олимпийскими чемпионами Сочи-2014. Не говоря уже о массовом бегстве в 90-х в сборную России наших лучших футболистов, хоккеистов и других представителей игровых видов.

Отличаются ли эти переходы от сегодняшних? Несомненно. С одной стороны, крымские спортсмены вынуждены менять паспорт – они оказались на оккупированной территории, и даже в быту украинское гражданство становится для них проблемой. В спортивном плане – тем более. Чтобы продолжить карьеру, им придется покинуть Крым, переехать на материковую Украину и надеется, что наш спорт как-нибудь протянет после всех свалившихся на голову экономических проблем. Российское же гражданство позволяет остаться дома и получить лучшие условия. Не секрет, что спорт в России, при поддержке таких госкорпораций, как “Газпром” или РЖД, финансируется в гораздо больших объемах.

В воспитание перебежчиков мы вложили пускай не огромные, но средства. С какой стати Украина должна платить, чтобы кто-то выигрывал медали для России?

Но с другой стороны, спортсмены должны руководствоваться не только прагматизмом. Это не правило, их никто не заставляет быть патриотами, но без него их профессия ничем не отличается от остальных. Тем более, когда речь идет о получении паспорта государства, которое повело себя агрессивно к твоей родине, захватив часть ее территории. В противном случае – зачем вообще стране спортсмены, готовые в любую минуту ее предать? Даже если говорить о прагматизме, Украина их не бросает – обещает хорошие бытовые условия на материке. В России же они могут столкнуться с высокой конкуренцией и вообще оказаться за бортом сборной. А главное – украинские Федерации имеют право их не отпустить, тогда перебежчикам придется 2-3 сезона отбывать дисквалификацию. Подобные простои не проходят бесследно для короткой карьеры спортсмена.

По большому счету, именно последний фактор – решающий для желающих сменить флаг. Все упирается в позицию Украины. И здесь тоже нет однозначного ответа. Удерживать силой – бессмысленно. Отпускать – малодушие и большие потери. Причем не только спортивные. В воспитание перебежчиков мы вложили пускай не огромные, но средства. С какой стати Украина должна платить, чтобы кто-то выигрывал медали для России? Следуя этой логике, мир уже давно наше выход – отпускать желающих сменить гражданство, но с компенсацией. Скажем, за того же Артема Иванова мы вправе запросить солидные отступные. Не миллион долларов, который в 80-е Турция заплатила Болгарии за самого титулованного в истории тяжелоатлета Наима Сулейманоглу, но своя и вполне серьезная цена у Иванова есть. Аналогичная схема устроит нас и с переходом Веры Ребрик, да и со всеми остальными.

Проблема в том, что “торги” за спортсменов могут затянуться. И здесь Украине стоит сделать ход конем. К сожалению, главные потери нашего спорта в Крыму – это не только и не столько спортсмены или целые футбольные клубы (“Таврия” и “Севастополь” уже давно мылят лыжи в российский чемпионат). Куда серьезнее для Украины – по сути, рейдерский захват Россией спортивной инфраструктуры полуострова. Легкоатлетический стадион в Ялте, пригодный даже для международных соревнований, уникальная паралимпийская база “Украина”, тренировочные центры в Феодосии и Алуште. На модернизацию этих объектов страна потратила миллионы.

Как бы цинично это не прозвучало, но наши спортсмены могут стать частью большой сделки. Украина, например, благородно дает зеленый свет всем перебежчикам, а взамен требует обеспечить полноценный доступ к спортивным объектам Крыма. Такой себе обмен заложниками. Вопрос в том, насколько это реально в юридическом поле. И главное – нужны ли России наши спортсмены настолько, чтобы идти на какие-то уступки или платить деньги. Есть подозрение, что “братская страна” скорее и атлетов бросит, и нам дулю покажет.

vlad