Сергей Болотников считает, что революция не должна пройти мимо нашего футбола, и выделяет главные, на свой взгляд, проблемы, от которых нужно избавиться.
10) Война футбольных телепрограмм. Нет ничего странного в том, что некоторые СМИ или отдельные программы отстаивают одну точку зрения. Это далеко не всегда цензура в угоду собственнику издания. Скорее, удовлетворение интересов конкретной целевой аудитории, которой нужна не объективность, а подкрепление мнения “наши – лучшие, остальные – враги”. В спортивных СМИ это встречается особенно часто, вы легко найдете подобные примеры и в Европе – к примеру, вечное противостояние промадридской Marca и каталонского Sport.es. Но они не превращают журналистику в “киселевщину”. Когда одна украинская программа каждую неделю сомневается в честности побед “Шахтера”, а другая рисует “кривые” линии офсайда, лучше выключить телевизор и пойти в туалет разгадывать кроссворды.
9) Эксперты. Каждый раз, когда Виктор Леоненко пытается оценить игру, в мире умирает не только котенок, а и один болельщик. Нет, ну правда – почему в огромной футбольной стране не находится ни одного умного, интересного, небезразличного к тому, что вылетает из его рта, и при этом смелого эксперта? Почему все они, как правило, делятся на словоблудов или зануд, на фоне которых даже Юрий Розанов кажется инопланетянином, а экс-защитник “Ман Юнайтед” Гари Невилл – вообще богом? Какой футбол – такие эксперты, скажете вы. Хотя наш футбол порой бывает гораздо лучше экспертов.
8) Олег Блохин. Тренером самого титулованного клуба страны не может быть человек, который лишь бьет антирекорды команды, объясняет все проблемы фразой “будем разбираться” и хамит чаще, чем побеждает. Из-за него многим болельщикам приходится болеть против “Динамо” – с надеждой, что ухудшение ситуации подтолкнет руководство к кадровым изменениям. Кто-нибудь, остановите его, пожалуйста. Иначе Олега Владимировича придется включать в люстрационный список, где-то недалеко от Януковича.
7) Команды из арендованных игроков. В европейских клубах аренду используют редко и, как правило, для экономии средств или перестраховываясь от неудачного трансфера. У нас же “прокат футболистов” стал вирусной инфекцией, гуманитарной помощью, пенсией для молодых талантов. Нужно помочь дружественному клубу – держи 400 килограммов футболистов. Практически никто из арендованных не прогрессирует и не возвращается обратно, но это никого не волнует. Даже в прокате велосипедов больше пользы и бизнеса.
6) “Арена Львов”. Задачка. У государства есть стадион, содержание которого оно не в состоянии окупить. Зато это может сделать футбольный клуб “Карпаты”. При этом обе стороны хотят не просто окупить, а заработать друг на друге. И уже два года, каждый из которых обходится налогоплательщикам в 20 млн гривен, не могут решить – кто на ком будет зарабатывать. Внимание, вопрос: сколько еще должна продлиться эта борьба глупости с упрямством, чтобы кто-нибудь положил ей конец? Самый простой вариант – отдать арену “Карпатам” бесплатно. Все лучше, чем нам с вами оплачивать простаивание на львовской окружной этой кучи металлолома и бетона.
5) Жалобы тренеров на судей. Украинские арбитры далеко не идеальны. Но их курирует самый известный и авторитетный специалист – Пьерлуиджи Коллина. Он наверняка видит все проблемы, пытается их решить. Даже если это не так, любой другой руководитель на его месте не вызовет больше доверия. Не нравится Коллина и его подчиненные – не выходите на матчи. Хотите кардинальных изменений, справедливости, честного судейства – тогда вы ошиблись адресом.
4) Федерация футбола Украины. Вы будете смеяться, но в Статуте ФФУ написано: “Главная цель деятельности ФФУ – обеспечение и способствование повышению уровня и массовости футбола в Украине на основании консолидации и координации усилий граждан и организаций, заинтересованных в его развитии”. Нет, этот зубодробительный пафос, на самом деле, не смешной – все очень серьезно, так действительно должно быть. Но с украинской Федерацией как-то не сочетается. Одно из двух – или ФФУ занимается “обеспечением и способствованием” по ночам, когда никто не видит, или Федерация превратилась в карательный орган, который собирает дань и тратит ее на усовершенствование процесса собирания дани.
3) Команды без болельщиков. Казалось бы, нашим клубам нет особого смысла работать над увеличением посещаемости – платежеспособность украинцев все равно не позволит покрыть дефициты бюджетов. Но каждую грамотно вложенную в маркетинг гривну можно вернуть хотя бы с небольшой прибылью – “Шахтер” не даст соврать. И клубы общие расходы уменьшат, и болельщики ощутят заботу, получат лучшие условия. Все, кто этого не понимает, должны играть не в чемпионате Украины, а на заднем дворе особняка владельца клуба.
2) Фарм-клубы. Если вы думаете, что в украинском чемпионате играет 15 команд, вы глубоко ошибаетесь. “Клановость”, когда реальную борьбу ведут лишь несколько клубов, а остальные исполняют роль подносчиков снарядов, – наша беда, которая создает длинную цепочку других проблем. Клубы-середняки должны жить и развиваться благодаря продаже своих воспитанников, а не зависеть от владельцев топ-команд. Сербский “Партизан”, бюджет которого 11 млн евро, ежегодно продает игроков в среднем на 10 млн. Но президентам “Ильичевца” и “Зари” это вряд ли интересно, у них есть крутые курточки.
1) Конспирология. Да, наш чемпионат существует вопреки здравому смыслу, какой-либо стратегии развития и социально-экономическому уровню страны. Да, в нем мало классных команд, настоящей борьбы и зрелищности. Но это не значит, что всемирный заговор существует в каждом эпизоде. Нельзя терять голову, всерьез обсуждая “теплые шарики” на жеребьевке, подозревая в коррупции Спортивный суд в Лозанне или считая каждую ошибку арбитра предвзятостью. “Это Суркис все купил” или “донецкие порешали” не может быть единственным объяснением на все случаи жизни. Главная проблема украинского футбола – это мы, его болельщики. Нам легче верить и оправдывать выгодную точку зрения, пускай и смешными, даже фантастическими аргументами, нежели разбираться, признавать неправоту своего клуба, требовать уважения к себе и бороться за другие “правила игры”. Они никому не нужны, кроме нас – никто другой не будет бороться, пока мы не начнем. Сколько еще Майданов должно произойти, чтобы это понять?