Чемпионат мира по футболу 2026 года пройдет по новому формату.
После принятия решения о расширении ЧМ до 48 команд президент ФИФА Джанни Инфантино взялся за красивые речи о том, что футбол – это уже не только Европа и Южная Америка, Чемпионат мира – не просто турнир, а социальное событие, а решение ФИФА было основано только на спортивной составляющей и так далее.
В общем, так и хочется сказать ему: “Да вы, батенька, романтик”.
Но прикидываться романтиком и альтруистом у итальянского босса ФИФА получается не очень складно. Инфантино как будто нарочно забывает о том, что расширение чемпионата мира – это в первую очередь коммерческая выгода для ФИФА, а для него лично – политическая победа. Итальянец не только выполнил свое предвыборное обещание Африке, Азии и КОНКАКАФ, но и получил поддержку этих регионов на следующих выборах.
Чем больше матчей – тем больше доходов от телевизионных и маркетинговых прав, это элементарно, здесь не нужно быть Шерлоком Холмсом. Прибыль ФИФА от проведения турнира по предварительным подсчетам увеличится на 640 миллионов долларов. Вот и вся романтика.
Сложности формата
Итак, в 2026 году 48 сборных со всего мира (в таких случаях принято писать “лучших сборных мира”, но здесь о качестве речь не идет) будут разбиты на 16 групп по 3 команды в каждой. В плей-офф выйдут по две лучшие сборные из каждой группы, после чего со стадии 1/16 финала начнутся матчи на вылет. Количество поединков увеличится с 64-х до 80-ти. Финалисты турнира проведут по семь матчей, а чемпионат продлится 32 дня – столько же, сколько и сейчас.
Регламент турнира еще будет дорабатываться, но уже сейчас возникает масса вопросов. Например, что делать, если три матча в группе завершатся вничью? И ладно еще, если они закончатся, например, со счетом 1:1, 0:0 и 2:2 – две команды можно будет определить по количеству забитых голов. Но вероятность того, что сборные завершат турнир с одинаковым количеством голов тоже достаточно высока. Что тогда? ФИФА вернется во времена подбрасывания монетки?
Вполне вероятен и вариант, при котором в третьем матче группового этапа ничья (или ничья с нужным счетом) может устроить обе команды, а потому они запросто оформят необходимый результат. Такое бывало на крупных турнирах и ранее. Например, на Евро-2004 Швеция и Дания расписали нужные 2:2 и оставили за бортом турнира Италию. А в матче Мексика – Италия на ЧМ-2002 обе команды устраивала ничья, поэтому при счете 1:1 мексиканцы последние четыре минуты просто катали мяч на своей половине поля. Теперь же вероятность таких “случайных” ничьих возрастает многократно.
На этот случай ФИФА может продолжить свои увлекательные эксперименты и ввести на групповом этапе серию пенальти. Вот тут-то и начнется истинное веселье – условная сборная Того перед чемпионатом мира будет тренировать одиннадцатиметровые, детально изучать, как их пробивают соперники и как действует на линии их вратарь, затем на протяжении матча стоять всей командой в своей штрафной, побеждать в серии пенальти и проходить в плей-офф.
Кроме того, при новом формате каждая сборная будет пропускать один тур, а значит, на протяжении недели просто поддерживать форму и загорать на пляже. А команда, которая в двух первых турах не гарантирует себе досрочный выход в плей-офф, затем будет целую неделю просто сидеть и ждать результата третьего матча. И если в итоге выйдет в 1/16, то, вероятно, будет более загоревшей и отдохнувшей, чем ее будущий соперник.
Квоты для слабых
Количество квот от каждого континента официально еще не утверждено. Пока есть только предварительные данные, которые говорят о том, что от расширения ЧМ выиграют Африка, Азия и Северная на пару с Центральной Америки. Именно они могут переиначить хит Boney M “Daddy Cool” (“Клевый папочка”) в “Gianni Cool” и напевать его вплоть до 2026 года.
Выглядит предварительное распределение квот вот так: Европа – 16 мест (на ЧМ-2018 – 13+1), Африка – 9,5 (5), Азия – 8,5 (4,5), Южная Америка – 6,5 (4,5), Северная и Центральная Америка – 6,5 (3,5), Океания – 1 (0,5).
При таком распределении недостаточно внимания получат те регионы, в которых как раз есть серьезная конкуренция за выход на ЧМ. Но Инфантино верит в то, что качество турнира может вырасти. Возможно, он не одинок в своей вере. Скорее всего, их двое. Где-то во Франции есть человек по имени Мишель, который тоже в это верит.
Но поверить Инфантино очень сложно. В общем, вот вам простой пример. От Азии квалификацию на ЧМ-2014 не прошли, но были максимально близки к этому (осторожно – информация не для слабонервных) Иордания, Узбекистан, Катар и Оман. Кто-нибудь когда-либо слышал о мощи сборной Иордании? А о техничных ребятах из Омана? Или, может, о восходящей звезде футбола из Катара? Но при новой схеме эти сборные – первые кандидаты на дополнительные путевки. И совсем не верится в то, что менее чем за 10 лет сборные этих стран выйдут на новый уровень.
В Африке интересных команд немного больше. Там за бортом ЧМ в 2013 году остались, например, Египет, Сенегал и Тунис. В то же время компанию им на решающей стадии составили Буркина-Фасо и Эфиопия. В том, что эфиопы, попади они на мундиаль, установят там всевозможные рекорды по выносливости и количеству беговой работы – никто не сомневается. Но каким будет качество футбола в их исполнении, Джанни?
А если США, Мексика и Канада подадут совместную заявку на проведение турнира и попадут на него автоматически, то главными претендентами на победу в квалификации в КОНКАКАФ станут не только крепкая Коста-Рика, но и Гондурас, Панама и Ямайка. Впрочем, это не самые худшие варианты. Вспомните про Оман.
На чемпионате мира-2026 будет просто до неприличия много слабых команд. Их было достаточно и при формате в 32 сборных, теперь же к командам второго сорта добавят еще мешочек с третьим.
Кстати, вот так может выглядеть групповой этап ЧМ, учитывая текущий рейтинг ФИФА. Прямо напрашивается заголовок “Англия попала в группу смерти”.
“Футбольный бум” от ФИФА
ФИФА видит плюс в том, что больше стран отправят свои сборные на чемпионат мира. Мол, это вызовет там футбольный бум и развитие этого вида спорта. Даже если и так, то это все выглядит очень искусственным. Настоящая гордость и радость за свою страну, по-настоящему правильный процесс – это когда вы сперва подняли вид спорта в своей стране на высокий уровень, затем стали сильнейшими на своем континенте и только по этим причинам едете на чемпионат мира. А не потому что вам значительно облегчили этот путь. Да еще и с большой долей вероятности вы там опозоритесь. О какой радости болельщиков от участия своей сборной на мундиале тогда вообще может идти речь? Многим украинским болельщикам понравилась поездка нашей сборной на Евро-2016 благодаря тому, что чемпионат был расширен?
Суть чемпионата мира в том, что люди во всем мире смотрят его далеко не только ради своих сборных, а ради лучших сборных. Ради сборных Бразилии, Германии, Аргентины, Франции, даже тех же Хорватии и Чили, которые раз в четыре года собираются вместе и устраивают крутую вечеринку. Ни один простой болельщик за пределами Иордании и Туниса добровольно не захочет смотреть матч Иордания – Тунис на чемпионате мира. Поэтому ФИФА, может быть, и выиграет в Иордании и Тунисе, но проиграет во всем остальном мире.
Да, еще ФИФА говорит о том, что расширенные чемпионаты мира и Европы хороши историями Золушек. Возможно, пара команд из добавленных шестнадцати сотворит сенсацию и пройдет пару раундов в плей-офф, но мы ведь видим эти сказочные истории и при нынешнем формате.
Реакция на решение ФИФА
Решение ФИФА было воспринято в мире очень неоднозачно. Высказаться успели как и официальные федерации и ассоциации, так и просто люди из мира футбола.
Так, УЕФА решение поддержал: “В ходе сегодняшнего заседания совета ФИФА в Цюрихе стало ясно, что все другие конфедерации всецело поддержали расширение состава финальной стадии чемпионата мира до 48 сборных. В результате УЕФА также решил выступить в поддержку нового формата турнира”. При этом в Европейском футбольном союзе, судя по всему, надеются увеличить европейскую квоту, так как “УЕФА доволен тем, что добился отсрочки принятия окончательного решения о распределении квот”, и рады тому, что формат турнира не увеличит нагрузку на игроков.
Ассоциация европейских клубов: “Мы не видим преимуществ в увеличении нынешнего формата, который доказал, что является идеальной формулой. Сомнительным также выглядит острая необходимость в принятии такого важного решения за 9 лет до его осуществления без надлежащего участия сторон, которые будут затронуты этим изменением. Мы понимаем, что это больше политическое решение, нежели спортивное”.
Футбольная ассоциация Шотландии: “Мы рады новости о расширении финальной стадии чемпионата мира. Мы верим, что это хороший шаг, особенно для более слабых сборных, и он позволит большему числу фанатов по всему миру увидеть их страны в финальной стадии чемпионата мира. Это позволит странам больше инвестировать в футбольную инфраструктуру и воспитание молодежи, что сыграет позитивную роль в социальном развитии”.
Хавьер Тебас, руководитель Испанской футбольной Лиги: “Мы думаем, что это очень плохое решение, в первую очередь из-за того, каким образом оно было принято, так как мнение главных футбольных лиг не учитывалось”.
Виктор Монтальяни, президент КОНКАКАФ: “Думаю, решение было принято по правильным причинам. Некоторые страны, такие как Германия, пресыщены чемпионатами мира, так как играют там постоянно, и, возможно, воспринимают это как должное. Но для многих стран путевка на чемпионат мира – это самое грандиозное, что может произойти со страной. Это возможность иметь мечту для всего мира. Это победа даже со спортивной точки зрения”.
Берти Фогтс, экс-игрок и тренер сборной Германии: “Я просто потрясен, я не хочу в это верить. Это ужасно. Если ты хочешь что-то разрушить, именно этим путем тебе нужно идти. Просто не понимаю этого”.
Филипп Чиянгва, президент Футбольной ассоциации Зимбабве: “Это хорошее и позитивное решение, потому что будет вовлечено больше африканских сборных”.
Что касается обычных болельщиков, то большинстве своем они негодуют и решение ФИФА просто высмеивают.
Вот примеры из Twitter: “Теперь на ЧМ будет 48 команд. Какой позор, ФИФА. Они вновь думают только о деньгах”, “И вот чемпионат мира-2158 – удар головой от Дональда Дака приносит сборной Диснея победу над Сан-Марино и выводит ее в 1/4276 финала”, “Это тупая идея. ФИФА до сих пор правят идиоты”, “Расширение ЧМ дает таким сборным, как Буркина-Фасо и Лего Лэнд возможность выбить из турнира сборную Англии”, “Можете добавить чемпионат мира в список погибших в 2017 году”, “ЧМ-2026 в США. 3500 болельщиков пришли на стадион, который вмещает 82500 зрителей, чтобы увидеть нулевую ничью Буркина-Фасо и Ирана”.
Вот так, по мнению фанатов, могут проходить матчи группового этапа ЧМ:
Инфантино – сборной Островов Кука: “А теперь идите и найдите на своих островах еще 9 игроков. ФИФА не может делать все!”
Впрочем есть и положительные комментарии: “Думаю, ЧМ с участие 48 команд будет хорошим. Групповая стадия дурацкая, но затем матчи на выбывание с 1/16 финала – о да, пожалуйста”, “Хорошее решение ФИФА. Это даст маленьким нациям шанс выступить на большой сцене”.
У такого формата турнира есть и еще будут свои поклонники. Но пока все выглядит так, что по-настоящему от этой реформы выиграет только ФИФА во главе с Джанни Инфантино.
Антон Ионов