Новости общества

“Спасти рядового Райана”: Олег Сенцов в числе 35 украинских политзаключенных на свободе

В субботу 7 сентября 2019 года состоялся долгожданный обмен заключенными между Россией и Украиной. Из почти семи десятков человек, отправившихся из Москвы в Киев и наоборот, самое громкое имя: Олег Сенцов.

Олег Сенцов с дочерью после приземления в киевском аэропорту “Борисполь”

Ни один из заключенных с обеих сторон не приковывал к себе такого внимания: в его поддержку писали петиции, собирали подписи и устраивали международные кампании.

Сотни деятелей искусств, кино и театра обращались к президенту России Владимиру Путину с требованием освободить невиновного  украинского режиссера Олега Сенцова.

Почему Сенцов? Этот вопрос звучал со дня ареста украинского кинорежиссера, позже обвиненного в терроризме и отправленного в колонию на 20 лет.  Теперь этот ответ дала российская власть, включив Сенцова в список обмена политзаключенными с Украиной. С каждой стороны освобождено более тридцати человек, но ни одна фамилия не звучит так часто, как фамилия Сенцова.

Сперва Сенцов попал в жернова карательной системы как показательный пример: он был самым медийным из проукраинских активистов в Крыму (кинорежиссер, известный и за пределами страны), и включить его в воображаемую группу крымских террористов было очень удобно. Ведь неслучившиеся теракты должны были выглядеть в глазах общества оправданием стратегии по «присоединению» Крыма.

Потом, когда Сенцов отказался признавать вину и указывать на более маститых активистов Майдана, его в наказание назначили главой террористической группировки. Наконец, в момент беспрецедентно жесткого приговора Сенцов стал символом судебного произвола в России: уникальна ситуация, при которой человек, решительно ничего не совершивший, у которого не нашли ни одного прямого или косвенного доказательства вины, на основании двух устных свидетельств (от одного из которых свидетель публично отрекся в суде) получает подобный срок. И, конечно, символом несгибаемости и стойкости: ни на одну секунду он не потерял достоинства, не признал вины, не применил спекулятивной риторики. Он вел себя как невиновный — поскольку невиновным и был.

Олег Сенцов был обвинен и наказан так, как будто был Шамилем Басаевым. Бесконечное количество платных и добровольных пропагандистов пытались поддерживать этот миф, который не был основан ни на чем (а иногда — на открытой лжи, вроде придуманного «рюкзака со взрывчаткой»). Сегодня, когда он освобожден и выдан Украине, можно прочитать это как прямое признание российских властей: разумеется, никто из них никогда не верил в то, что Сенцов террорист. Настоящих басаевых не выдают, не милуют и не обменивают.

Почему именно Сенцов был назначен самым страшным преступником из всех украинских политзаключенных? Случайно, в назидание, ради политической целесообразности — каждый из ответов и справедлив, и недостаточен. Почему именно Сенцов стал символом сопротивления и протеста против политических репрессий в современной России? Здесь — уже стопроцентная его заслуга. Сравните сами: когда в 2016-м году по обмену был освобожден Геннадий Афанасьев, фигурант дела «крымских террористов», который свидетельствовал против Сенцова, а потом на заседании суда взял свои слова обратно, это почти не вызвало общественного интереса. Теперь же, когда на свободе Сенцов, это автоматически означает освобождение остальных политзаключенных по обе стороны границы, — и все они действительно вышли на волю и вернулись домой. Вспомним, что и свою голодовку чуть больше года назад Сенцов держал не за себя — он требовал освобождения других. И это случилось.

Операция по освобождению Сенцова и других политзаключенных — в чистом виде «спасти рядового Райана», когда гигантские ресурсы пущены на то, чтобы выручить конкретных людей.

 

По материалам: Meduza

Оксана Ельченко