Несмотря на революцию и богоборчество, изгладить из народной памяти Рождество было невозможно, хотя большевики, коммунисты и комсомольцы делали всё, что только могли, для превращения народа в атеистов.
В 1918 году большевики приняли новый Трудовой кодекс, по которому у рабочих осталось всего шесть выходных. Многие христианские праздники из выходных и праздничных дней были исключены.
Напомним, в январе 1918 года большевики впервые захватили Киев и все три недели, пока город был в их власти, грабили и убивали местных жителей, в том числе священников.”Такого Киев не видел со времен монголо-татарского нашествия ХIII века”. Это сравнение неоднократно встречается в воспоминаниях киевлян, которым довелось своими глазами видеть первый приход московских “освободителей” рабочего класса в наш город в начале 1918 года. Жители пригородов Киева несколько дней наблюдали нескончаемую вереницу подвод с награбленным. УНР не смогла отстоять независимость Украины. Большевики вернулись в Киев в 1920‑м. уже на целых 70 лет.
В 1920 году началось масштабное наступление на христианскую веру, которую старались унизить и представить как пережиток прошлого и невежество. Основной удар наносился богоборцами по двум главным праздникам – Рождеству и Пасхе.
Чтобы отвлечь верующих от храмов, в домах рядом с церквями открывались богоборческие кружки, которые в разгар Рождественского поста зазывали молодёжь на антирождественские вечера и пляски, ездили по сёлам с антирелигиозными спектаклями, инсценировками или “живыми картинами”.
В 1920 году комсомольцы к Рождеству подготовили 336 “живых картин”. Священников показывали отсталыми, вечно пьяными мракобесами в окружении кикимор и леших, их побеждал “прогресс” в виде красноармейцев. С подобными представлениями приезжали на заводы, фабрики, в мастерские, школы, детские дома.
На Рождество у храмов устраивали демонстрации, пародируя крестные ходы. Это были факельные шествия, вместо хоругвей богоборцы несли карикатурные плакаты и чучела Христа, священников и св. Николая, которые потом демонстративно сжигали на главной площади, после чего расходились на антирелигиозные представления. А пионеры в школах устраивали представление “Поход пионеров в небо”, во время которого Бога представляли как снеговика, а потом зажигали костёр, в котором он таял.
в 1929 году Рождество официально перестало быть выходным. “Бесповоротная и полная ликвидация “Рождества”, превращение его в рабочий день — одно из крупных завоеваний на пути перестройки рабочего быта на социалистических началах”, — писали газеты.
В городах запретили продавать рождественские ели — “поповским” деревьям была объявлена война. За установку ёлки дома можно было поплатиться штрафом в сто рублей или принудительными работами. За соблюдением закона строго глядела милиция.
В 1932 году в СССР, в которую входила в качестве “республики” Украина, началась пятилетка по искоренению веры: к 1937 году имя Христа должно было быть навсегда забыто на территории СССР.
Уже в 1930 году было отпечатано 50 миллионов антирелигиозных листовок. Тираж газеты “Безбожник” в 1931 году составил 500 тыс. экземпляров. В Киевской епархии в 1940 году из 1710 храмов действовало два. За годы репрессий было убито около 45 тыс. священников, то есть порядка 85% всего клира. Точное количество репрессированных за веру до сих пор не известно, но, по данным церковных архивов пострадало 110 тыс. священников, 100 тыс. монахов и 330 тыс. мирян по всей стране.
Всего за время советской власти в Киеве было разрушено 145 православных храмов и церковных памятников.
Закрытые и приспособленные
Ильинская церковь — использовалась под склад зерна
Галицкая синагога (1908) — закрыта в 1930 г., переоборудована в цех завода
Купеческая синагога — закрыта в 1930 г. по приказу НКВД. После войны перестроена в кинотеатр «Кинопанорама»
Старый костел
Взорванные и уничтоженные
Александро-Невская церковь (1890) — разрушена в 1930-е гг.
Церковь Богородицы Пирогощи (1136) — разрушена в 1935 г., восстановлена в 1998 году
Церковь Бориса и Глеба на Подоле
Благовещенская церковь (1887) — разобрана в 1935 г..
Георгиевская церковь (1115) — снесена в 1934 г..
Десятинная церковь (1842) — снесена в 1928—1932 гг.
Церковь Иоанна Златоуста
Михайловский собор — разрушен в 1930-е гг. (фрески сохранены), воссоздан в 1997—1999 г.
Николаевский военный собор (1696) — взорван в 1934 г.
Ольгинская церковь на Печерске
Сретенская церковь (1861) — снесена в 1930-е гг.
Успенский собор — взорван в 1941 г., воссоздан в 1995—2000 гг.
Феодоровская церковь — В начале 1930-х годов храм был закрыт и около 1935 г. уничтожен вместе с кладбищем. Первая Литургия в храме-палатке была отслужена 19 января 2007 г. Впоследствии церковная община инициировала раскопки фундамента храма. Раскопали алтарь святителя Климента Римского и алтарь с «пещерой Гроба Господня». Точная копия Кувуклии (Гроба Господня) дала этому храму название «Киевский Иерусалим».
Однако ни красный террор, ни взрывы храмов, ни репрессии не смогли убить христианскую веру в сердцах людей. После провозглашения Украиной независимости, многие храмы были восстановлены или построены заново.
Михайлівський Золотоверхий монастир