Новости общества

Три пути для развития украинского общества: сможет ли мы еще раз удивить мир? – политтехнолог

В основе мира лежит гегелевская триада. Это к тому, что путей перед Украиной, как водится, три: назад, огородами-огородами, но тоже назад, ну, и таки вперед, пишет политтехнолог и аналитик Александр Кочетков.

О нынешней ситуации. Не стану грузить обилием экономических показателей – украинская статистика всегда была спорна. А усилиями беспардонно лживой власти она вообще превратилась в декоративное искусство вроде оригами. Для нашего анализа важнее тенденции – их способен разглядеть каждый думающий.

В Украине до сих пор не существует стратегии интеграции в мировую/европейскую экономику. Соответственно, нет плана перехода с утрачиваемых рынков России и СНГ на новые. Доля агрессора в нашем экспорте-импорте все еще достаточна для дестабилизации Украины.

Нет концепции развития прорывных отраслей, чьи продукты будут востребованы в ближайшие десятилетия. Украина рискует так и остаться неконкурентной, то есть сырьевым придатком инновационных экономик Европы и Азии.

Бюджет Украины невозможно сбалансировать без внешних заимствований. Ситуация напоминает финансовую пирамиду, когда для покрытия кредита берут новый кредит на худших условиях. Все финансовые пирамиды, в отличие от египетских, рушатся быстро.

Единственным стратегическим активом Украины остается земля. При этом власть не скрывает намерений сжечь в финансовой пирамиде и этот последний актив.

Индекс инвестиционной привлекательности Украины колеблется возле нуля. Отток капитала, в основном в офшоры, за последние два года исчисляется суммой от $5 до $7 млрд, что сравнимо с суммами внешних заимствований.

О защите инвестиций и бизнеса в условиях нашей судебной системе как-то и говорить неловко.

По разным оценкам от 50% до 60% экономики находится в тени.

Доля госбанков в банковском секторе страны составила свыше 60%. Эффективно в нашем государственном секторе, как известно, умеют только воровать.

Существующие налоговая и правовая системы не стимулируют развитие малого и среднего бизнеса, скорее наоборот, способствуют его сворачиванию.

Трудовая миграция в Украине составляет не менее 5% трудоспособного населения. Что страшнее, нарастает «утечка мозгов», то есть эмиграция высококвалифицированных специалистов и молодежи.

Перечень проблемных вопросов, которые обязана, но не разруливает власть, каждый может продолжить сам. Важно подчеркнуть: это проблемы именно власти, а не гражданского общества.

Если в организме почти не работают печень, почки, легкие, парализованы конечности и – самое главное – не функционирует мозг, то организм обречен. Со страной – то же самое.

Так вот, возвращаясь к дереву вариантов: первый возможный путь для Украины – оставить все, как есть. Гибридная война на Донбассе продолжится без шансов прекратиться. Клептократическо-олигархическая власть продолжит мародерствовать. Социально-экономический уровень населения – падать. Доллар, цены и тарифы – расти. Гражданская активность угаснет, вытесненная необходимостью выживания, одиночек-революционеров грамотно нейтрализует власть, обществом овладеет апатия и безысходность. Разумеется, все это под бравурные рапорты президента, Кабмина, Верховной Рады, что вот прям завтра будет каждому бомжу по «Мерседесу» и минимальную зарплату как в Швейцарии. Доллар по десять, да вы помните…

Понятно, что экономика будет угасать. Западные партнеры устанут тащить нас на плече в цивилизованное будущее. И в конце концов согласятся, что Украина должна вернуться под протекторат России.

Никому, кроме России, мучимой имперской ломкой, неэффективная Украина не интересна. Никто, кроме России, не станет дотировать нас ценой на энергоносители и не откроет рынки в обмен на следование в кильватере агрессивной политики Кремля.

В общем, да здравствует «таежный союз». Причем ненадолго.

Потому что на волне эйфории и реваншистского психоза на порядок более сильных, чем «крымнаш», недоимперия способна таки перейти красную черту. Вот только Украина уже окажется по одну линию фронта с поборниками неосредневековья.

Вероятность подобного сценария, назовем его «Совок», на мой взгляд, оценивается в 50%. Это много.

Второй сценарий – «Распад» – отличается тем, что внутриполитическая ситуация не загнивает, а взрывается.

Власти не удастся, как сейчас, заливать протестные акции пропагандистским дерьмом. Скажется внутренняя конкуренция в правящей верхушке, либо президент Порошенко достанет соратников так, что его захотят скинуть, либо сработает общая деградация властной системы. Но произойдет нечто вроде приснопамятного разгона студентов в декабре 2013 года.

Если немотивированно применить силу против ветеранов войны, то «ответка» прилетит незамедлительно. Вполне возможно, что такую провокацию может организовать агрессор. Так сказать, еще раз «спустить курок войны», как в Славянске.

Тогда страна вспыхнет, словно «Дом профсоюзов». И тушить будет некому.

Власть драпанет за границу в попытке вывезти награбленное. Разумеется, удастся далеко не всем. Поэтому спасаться олигархат начнет, организовывая (нанимая) хорошо вооруженные формирования, по сути, банды, контролирующие определенную территорию. Эти банды будут враждовать меж собой в борьбе за исчезающие ресурсы жизнеобеспечения, а также по культурным, языковым и прочим существующим разломам. Албания это уже проходила, кому интересно – загляните в Интернет. Либо читайте пророческий роман Яна Валетова «Ничья земля», написанный десять лет назад.

И все это сомалийское пиратство посреди Европы, где пять атомных станций и сотни других вредных предприятий. Разумеется, перед угрозой «суперчернобыля» мировые лидеры охотно пойдут на исходный кремлевский план уничтожения Украины.

План давно презентован близким России европейским политикам и предусматривает раздел «несостоявшегося государства Украина»: Юг и Юго-Восток уходят к России, Бессарабия – к Румынии, Закарпатье – к Венгрии, Галичина – к Польше. А семь сельхозобластей вокруг Киева формально останутся с вывеской «Украина». Но, разумеется, будут экономически и политически зависеть от недоимперии, то есть в Киеве гарантированно будет пророссийская власть. Причем вполне может остаться нынешний президент – умиротворяющая легитимность для мировых обывателей (ни слова о Мальчише-Плохише!)

Вот поэтому этот сценарий и анонсирован выше как «огородами, но все равно под Россию». Его вероятность составляет 40%.

Оставшиеся 10% – сценарий «Расцвет» – означают, что протесты будут. Но экспертное сообщество сможет предложить протестным лидерам детальный план переучреждения и очищения страны. И лидеры этот план услышат, поймут и примут к исполнению, во имя Украины, отбросив амбиции, но осознав миссию.

Тогда граждане Украины смогут выработать новые правила жизни – Общественный договор, если по-ученому, закрепленный в новой Конституции Украины, принятой на референдуме. В основе Общественного договора должны лежать понимание национальной идеи как цивилизации Фронтира и государства как корпорации граждан.

В центре такого государства находятся права, свободы и обязанности граждан, затем – права и обязанности территориальной громады, и только последним пунктом – функции центральной власти, ограниченные стратегией развития и геополитического позиционирования.

Ключевыми институтами Украины должны стать ответственное гражданство и цифровая демократия. Ответственное гражданство страхует от неквалифицированных, охлократических выборов, при этом ответственные граждане принимают обязанность с оружием в руках защищать суверенитет Украины и обладают долей общенационального достояния. Цифровая демократия обеспечивает онлайн-контроль возможных злоупотреблений как власти, так и граждан.

Описываемая модель государства еще с Революции достоинства разрабатывается несколькими экспертными группами, подробно рассмотрена в ряде публикаций и имеет поддержку многих ведущих украинских политиков.

Десять процентов надежды на созидательную силу гражданского общества – это настолько мало, что вряд ли солидное букмекерское агентство примет на него ставку. Но это больше нуля. И если такой вариант все же сработает, то Украина сможет опять по-взрослому удивить мировое сообщество. И, как следствие, всерьез побороться за цивилизационное лидерство в ХХІ веке.

vlad