7 июля — праздник Рождества Святого Пророка Предтечи и Крестителя Господнего Иоанна. Христианский праздник, который удивительным образом совпал с древнеславянским праздником Ивана Купала — праздником летнего солнцестояния, культа Солнца, подготовки к сбору урожая; праздником молодежи, очистительной и брачной магии...
Вряд ли найдется в Украине человек, который бы не вспомнил вечером 6 июля, что наступает ночь на Ивана Купала: знаменитая, поэтическая и вместе с тем жуткая, когда цветет папоротник, и открываются сокровища. На улице или в семейном кругу обязательно кто-то вспомнит о приближении купальской (ивановской) ночи. Напомнят своим внукам об этой ночи бабушки таинственными историями о цветении папоротника, неуловимом сокровище, лесовиках, ведьмах и русалках. Вспомнят о ней юноши и девушки, поскольку это лучший повод пойти вечером в лес, на берег реки и там, без докучливой родительской опеки, на свободе попрыгать через купальский огонь, поводить вокруг костра хороводы, пустить с высокого берега символ Солнца — зажженное колесо — или погадать.
О празднике Ивана Купала есть упоминания в старинных источниках, в частности в Ипатьевской летописи (ХV в.). Вот как описывает купальский праздник Густинская летопись (ХVІ в.): “Купало, бог обилия, яко же у элин Церез (Церера. — В.О.). Ему же безумнии за обилие благодарение приношаху, егда имяше настати жнива… Сему Купалу — бису еще и доныне по никоих странах безумнии память совершают, наченше июня 23 дня (по юлианскому календарю. — В.О.) в навечерие рождества Иоанна Предтечи, даже до жатвы и далий, сицевим образом и с вечера собираются простая чадь обоего пола и соплетают себи винцы из ядомога зелия или корения и… возгнитают огни, инди поставляют зеленую ветвь и, емшеся за руци около, обращаются окрест оного огня, пояще свои писни, переплитающе купалом, потом через оний огнь прескакуют”.
У чехов, сербов, болгар и поляков купальская ночь называется “Собутки”. Польский ученый Мартын Бельский (1495–1575), описывая Собутки, отмечал, что в преддверие праздника девушки приносили в жертву (жгли) траву чернобыль, плели венки и ими украшали себя. В этот дьявольский день они разжигали огонь, добывая его трением, пели “сатанинские” песни, и с ними прыгали “от радости дьяволы, которым они молились и их восхваляли, а Бога забывали”. В день Рождества святого Иоанна в храмах было безлюдно, “поскольку все проводили Собутки с бесами со всякими бесчинствами”. Женщины с утра ходили в поле собирать “волшебное зелье”: иванов цвет, лопух, богородицкую траву — чабрец, медвежье ухо — коровяк, которые в этот день имели магическую силу. Девушки плели венки, пускали на воду и гадали: чей тонул, та девка не выйдет замуж. Также венки святили в церквях и хранили их как оберег в течение всего года. Больных людей и животных поили настоем из зелья этих венков.
Сербы верят, что “Иван-дан” такой большой, что солнце трижды останавливается на небе, затем танцует и отправляется дальше. К этому дню сербы сочинили множество песен, в которых упоминаются языческие славянские божества Коляда и Купало. Сербские девушки на Купала собирают “ивановские” цветы и травы, водят хороводы, прыгают с парнями через костер. А пастухи накануне Иванового дня зажигают факелы и обходят с ними овечьи ограды и коровники, после чего складывают факелы на ближайшем холме и сжигают.
В Болгарии это праздник носит название “Энев дэн”. На рассвете девушки и молодые женщины собирают цветы и лекарственные травы (эневи билки), затем до восхода солнца варят их и отваром моются для “очищения от злых духов”. Сплетенный из цветов “энев венец” хранят круглый год и при необходимости кладут в кадильницу и окуривают больных. Конечно же, прыгают через огонь, сжигают чучела Купала и его женского соответствия Марены, водят хороводы, поют купальские песни…
Впрочем, Купала праздновали не только в Украине и не только славяне. Обряды купальской ночи (разжигание костров, прыганье через огонь, плетение венков) еще в ХІХ в. проходили едва ли не во всех землях Германии и графствах Англии. У немцев это Иванов день, или серединнолетняя ночь (Hanstag, Mitte Sommernacht). Именно “середина лета” полнее всего объясняет характер и содержание купальского празднования, его обрядность. Это остатки старинного мифического почитания культа Солнца, которое достигает в ту пору своего самого большого влияния на Землю, перерождаясь из теплого в знойное. В дохристианские времена это был праздник почитания одного из солнечных боговых славян — Ярила. Со временем, под влиянием христианства, с памяти стерлось первоначальное содержание купальской ночи, представления слились, и люди забыли Ярила, празднуют теперь ночь под Иванов день, а святому Иоанну дали название Купало.
Празднование летнего солнцестояния у язычников совпало с христианским празднованием Рождества Иоанна Предтечи, так же, как зимнее солнцестояние с Рождеством Христовым. Отсюда разительная аналогия этих праздников: гадание, мифические образы, чудеса природы. Под Рождество можно слышать голоса животных, накануне Купала разговаривают травы и деревья. И если вместе с зимним солнцестоянием появлялась надежда на приближение света и тепла, с летным, когда начинает уменьшаться продолжительность дня, в сознании древнего человека невольно возникало представление о неминуемом ослаблении силы Солнца, о наступлении зимней тьмы и холодов. Поэтому в обрядности праздника, среди мрака купальской ночи, появляются злые силы, ведьмы и колдуны. В Украине в некоторых местностях еще до сих пор хозяйки с вечера накануне Ивана Купала кладут на подоконник и пороги помещений крапиву — как защиту от ведьм, которые в эту жуткую ночь “бывают злее, чем обычно”. А то, что эта ночь действительно страшная, видно из того, что после Ивана Купала по вечерам появляются светлячки (“ивановские черви”), которые в народном представлении олицетворяют умершие души, временно вышедшие “на белый свет”.
Разжигание костров и прыганье через огонь было известно у многих древних народов. В июне, в День огня, персы осуществляли огненное и водное очищения, поскольку они, как отмечал Димитрий Ростовский в Четьи-Минеях, составленных на основе византийских источников ІХ в., “уважают самую светлую огненную силу”. Во время элевсинских мистерий в честь богинь Деметры и ее дочери Персефоны у греков или Цереры в Риме прыгали для очищения через священные огни. Овидий в своих “Фастах” рассказывает, что и он перепрыгивал через “три огня” и был окроплен лавровой ветвью, смоченной в воде.
Под давлением христианства произошло соединение языческого обряда Купала и христианского праздника Рождества Иоанна Крестителя. Изменив содержание, языческое действо сохранило свои архаические черты, среди которых самым характерным является ряженье в зелень, раскладывание костров, пение древних песен:
Купало, купало, де ти зимувало?
Зимувало в лісі, ночувало в стрісі,
Зимувало в пір’ячку, літувало в зіллячку.