Польша в связи с эпидемией коронавируса в Европе приняла закон "О конкретных мерах, связанных с профилактикой и ликвидацией COVID-19, других инфекционных заболеваний и вызванных ими кризисных ситуаций".
Об этом заявил заместитель министра внутренних дел Антон Геращенко в Facebook, отметив, что документ определяет полномочия органов власти, обязанности граждан и юридических лиц по содействию в борьбе с эпидемией и ответственность за его невыполнение.
Он указал, что в то же время “Украина после 28 лет реформ в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия подошла не подготовленной к угрозе COVID-19”, поскольку десятилетиями власть не выделяла целевое финансирование на мероприятия по подготовке к возможным эпидемиям.
Геращенко привел 10 наиболее важных пунктов из закона, отметив, что Украина также должна быть подготовлена к чрезвычайным мерам по борьбе с коронавирусом:
1. Предусмотрена принудительная доставка и госпитализация больных или тех, кто потенциально могут быть больными.
2. Санэпидемслужба имеет право:
– получения доступа в любые здания, сооружения и помещения для выполнения своих функций;
– ограничения функционирования или закрытия деятельности любых учреждений на период эпидемии.
3. Для фармацевтических компаний может быть введен запрет на реализацию лекарств за пределы государства, а также необоснованного повышения цен в связи с ажиотажем.
4. В целях противодействия COVID-19 Совет министров может путем регулирования перераспределять запланированные бюджетные расходы между частями и отделами государственного бюджета.
5. Премьер-министр может наложить на орган местного самоуправления обязанность выполнить конкретную задачу в связи с противодействием COVID-19.
6. Воевода может издавать приказы, применимые ко всем органам государственного управления, всем субьектам хозяйствования, юридическим лицам в связи с противодействием COVID19. Команды подлежат немедленному исполнению.
7. Государственное казначейство, органы местного самоуправления и государственные организационные единицы не несут ответственности за ущерб, причиненный в связи с обоснованными действиями, направленными на противодействие COVID-19.
8. Военнослужащий, находящийся на действительной военной службе, может быть направлен командиром воинской части для выполнения задач, не связанных с его военной специальностью и военной подготовкой, при условии, что он обладает квалификацией и полномочиями для выполнения этих задач.
9. Для противодействия COVID-19 работодатель может дать указание работнику выполнять в течение определенного периода времени работу, указанную в трудовом договоре, вне места его постоянного выполнения.
10. Здоровые лица, контактировавшие с лицами, страдающими инфекционными заболеваниями, подлежат обязательному карантинному или эпидемиологическому надзору, если это согласовано с органами санитарного надзора, на срок, не превышающий 21 день с последнего дня контакта.
“Думаю, что украинской власти стоит как можно быстрее учесть и использовать этот опыт польских коллег и приступить к разработке комплексных изменений в законодательство, направленных на защиту нации от эпидемии COVID-19”, – добавил Геращенко.