Новости общества

Как правильно подготовиться к празднованию Рождества: советы митрополита

Митрополит Димитрий рассказал, как правильно провести вечер Рождества Христова.

Митрополит Львовский и Сокальский Димитрий в своем материале специально для НВ рассказывает, как правильно провести вечер Рождества Христова, информируют Экономические Новости.

6 января — особый день в календаре, когда мы готовимся встречать Рождество Христово. Прежде всего, значение навечерия Рождества принадлежит к истории богослужения в этот день. В заботах о празднике забываем о том, что в канун Рождества Христова в храмах совершаются особые службы, которые набожные христиане обязательно посещают. Навечерие Рождества Христова вершилось в храмах с давних времен. В IV ст. было определено Церковью правило, как праздновать навечерие Рождества, если оно выпадет на воскресный день. В V в. Синезий, епископ Птолемаидский, а в VI в. Григорий Двоеслов на навечерие Рождества Христова говорили поучения, в которых намеревались с Божьей помощью надлежащим образом совершить торжество, а также отмечали, что они не должны в этот день тяготить верующих длительной проповедью.

Особенностью этого дня является то, что с утра совершаются т.н. Царские часы, на которых когда-то присутствовали византийские императоры. Богослужения 1, 3, 6 и 9-го часа совершаются при открытых царских вратах. На середине храма священник вместе с диаконом совершают чтение псалмов, апостола и Евангелия. В полдень после чина изобразительных совершается Литургия св. Василия Великого, а если выпадет навечерие Рождества на субботу и воскресенье, то по обычаю служится Литургия св. Иоанна Златоуста. При этом богослужении, которое по уставу начинается с вечерней, читается 8 паримий, тексты из книг Ветхого Завета, предрекающие рождение Сына Божьего, Его воплощение.

Вечером совершается праздничное всенощное бдение, которое начинается Великим Повечерием, а затем полиелейная служба с прославлением новорожденного Богомладенца Иисуса. В древности такое богослужение длилось почти всю ночь. А сейчас оно разделяется на несколько частей, и верующие между Великим Повечерием и рождественской Божественной Литургией собираются по своим домам на т. н. «Святую вечерю». В разных уголках Украины традиции этого предрождественского ужина довольно разнообразны, и не обязательно на столе есть двенадцать блюд. На Волыни, Подолье, Приднепровье и Слобожанщине рождественские ужины были действительно «голодными», потому что к встрече Богомладенца Иисуса нужно было приготовиться строгим постом, который углублялся со 2 января, когда при богослужениях вечером совершался т. н. рождественский трипеснец. На столах у хозяев стояла кутья, компот и др. разнообразные постные блюда. В Галичине такой ужин был особенным, с разнообразными постными блюдами и рыбой.

Такой предрождественский ужин называют «святым и общим ужином» для всего рода. Поэтому обязательно упоминали при таком застолье об умерших. Как правило, весь день 6 января в вечер Рождества не завтракали и не обедали — все готовились к праздничному ужину. Все члены семьи должны были быть дома, а не где-то бродить, и как только стемнеет, начинали садиться за празднично убранный стол. Каждая подробность и деталь традиции при столе имела более важное значение, и все было так выстроено, чтобы в достатке семье прожить следующий год.

На Большой Украине ужин носили к своим близким родственникам: внуки к бабушке и деду, племянники к тете и дяде, крестники к крестным родителям, как кому случалось. Носили ужин и к бабушке-повитухе, потому что всем в селе она была за родственницу. Это все относилось к народному представлению и в церковных книгах не было прописано. Напротив, церковный устав указывал на строгое соблюдение поста перед встречей воплощенного Сына Божия.

Как только завершался ужин, все домашние готовились к посещению храма Божия и прославления Новорожденного Христа Спасителя колядками и щедривками. С Рождества Христова начинались рождественские праздники, которые длились 12 дней, вплоть до Крещения Господня и Богоявления. Святить 12 дней после праздника Рождества Христова верующие начали с давних времен. Некоторые указания на праздники есть у богоносных проповедников и отцов Церкви, например преп. Ефрема Сирина, проповедовавшего все дни после Рождества. В св. Амвросия Медиоланского мы встречаем следующие слова: «Господь через рождение Свое принес на землю свет и людям и дням». Где-то примерно так говорит и св. Григорий Нисский: «В настоящее время тьма начинает уменьшаться, а свет увеличиваться все больше и больше, сокращая границы ночи». В уставе преподобного Саввы Освященного (†530) находим такие указания, что в дни праздников: «никакого поста, никаких земных поклонов не бывает, ни в церкви, ни в кельях», а в правилах Второго Трульского Собора 567 года все дни от Рождества Христова до Богоявления называются праздничными.

Важно праздничные дни после Рождества Христова провести в полном мире и душевном покое, творя добрые дела и воспевая Богомладенца Иисуса в колядках и поздравлениях. 6 января уже третий год подряд вспоминаем действительно эпохальное событие в истории Украинской Православной Церкви — дарование Константинопольской Церковью-Матерью Томоса об автокефалии 6 января 2019 года. Пройденный путь Православной Церковью Украины к заветной цели поистине был страдальческим, потому что часто права и привилегии Киевской первосвятительской кафедры были упоследованы, а в конце концов полностью были отменены и аннексированы Московской Патриархией, которая почему-то решила, что она может заменить мать, на самом деле будучи дочерью относительно Киева — матери городов русских. Томос ввел Православную Церковь Украины в семью Вселенского Православия и сделал ее полностью независимой от любых зарубежных религиозных центров.

Гелена Деревянко