Новости общества

Правительства все больше сталкиваются с вопросом, стоит ли настаивать на том, чтобы люди носили защитные маски

Во время пандемии 1918 года маски для лица были той мерой, против которой общественность больше всего возражала.

Нужно ли заставлять людей носить маски в общественных местах? Это вопрос, стоящий перед правительствами, поскольку все больше стран снимают свои ограничения. Более 30 стран сделали ношение масок обязательным в общественных местах, включая Германию, Австрию и Польшу. И это несмотря на то, что ученые говорят, что маски мало что делают для защиты их владельцев, и только могут предотвратить заражение других людей.

Никола Стерджон, первый шотландский министр, тем не менее, объявил о новых правилах, советующих шотландцам носить маски при посещениях магазинов или в общественном транспорте, в то время как правительство Великобритании собирается объявить свою новую позицию в ближайшее время.

Все это перекликается с большой пандемией гриппа, известного как испанский грипп, который унес жизни около 50 миллионов человек в 1918-20 годах. Это отличный пример того, как люди мирились с очень жесткими ограничениями, даже если они думали, что это не имеет смысла.

Великое отключение

В США ни одна болезнь в истории не приводила к таким серьезным ограничениям, как сильная вспышка испанского гриппа. Они включали закрытие школ, церквей, театров, кинотеатров, универмагов и парикмахерских. Также внедрили правила о том, сколько места должно быть выделено людям в закрытых общественных местах.

Были штрафы за кашель, чихание, плевание, поцелуи и даже разговоры на открытом воздухе.

Ограничения были такими же жесткими в Канаде, Австралии и Южной Африке, хотя гораздо меньшими в Великобритании и континентальной Европе. Там, где были такие ограничения, публика принимала все это без особых возражений. В отличие от долгой истории с холерой, особенно в Европе, или чумы на индийском субконтиненте с 1896 по 1902 год, массового насилия не было, и обвинения были редки – даже против испанцев или меньшинств.

Маски для лица стали тем предметом, против которого люди больше всего возражали, хотя поначалу маски часто были популярны. В «Оклахома-Сити таймс» в октябре 1918 года описывается «армия молодых женщин-военнослужащих», появляющаяся в людных местах в «марлевых щитах».

Роль науки

С самого начала велись научные споры о том, были ли маски эффективными, но ситуация начала меняться после того, как французский бактериолог Шарль Николь обнаружил в октябре 1918 года, что вирус гриппа был намного меньше, чем любая другая известная бактерия.

Эта новость быстро распространилась даже в небольших американских газетах. Были опубликованы карикатуры, в которых говорилось: «Как использовать заборы из колючей проволоки для предотвращения мух». И все же это было как раз в тот момент, когда уровень смертности рос в западных штатах США и Канаде. Несмотря на открытие Николь, различные власти начали делать маски обязательными. Сан-Франциско был первым крупным городом США, сделавшим это в октябре 1918 года.

Но со временем многие перестали доверять маскам и считали их нарушением гражданских свобод. Согласно ноябрьскому репортажу 1918 года, опубликованному на «Глобал Сити Юта» из Юты: “Обычный человек носил маску, повязанную на затылке, до тех пор, пока он не оказывался в поле зрения полицейского, а у большинства людей были прорезаны отверстия, чтобы вставлять туда сигары и сигареты”.

Непослушание

В Сан-Франциско люди отказывались носить маски на публике или специально надевали их неправильно. Некоторые оказались в тюрьме за то, что не носили их или отказались платить штрафы.

В Тусоне, штат Аризона, работник банка настоял на том, что он лучше сядет в тюрьму вместо того, чтобы платить штраф за то, что он не надел маску. В других западных штатах судьи постоянно отказывались надевать их в залах суда. В Новом Южном Уэльсе (Австралия) сообщения о нарушениях наводняли газеты сразу после того, как маски стали обязательными.

В Англии все было по-другому. Маски рекомендовались только в качестве меры предосторожности в крупных городах, а затем только для определенных групп, таких как медсестры в Манчестере и Ливерпуле. Серьезные вопросы об эффективности ношения масок возникли только в марте 1919 года и только в научном сообществе. Большинство британских ученых объединились против них, и назвали маски «сомнительным средством».

Эти аргументы неуклонно поддерживались статистикой из США. Глава департамента здравоохранения штата Калифорния представил в конце 1918 года результаты исследования в лучшей больнице Сан-Франциско, свидетельствующие о том, что 78% медсестер заразились, несмотря на постоянное ношение масок.

Врачи и органы здравоохранения также представили статистику, сравнивающую уровень смертности в Сан-Франциско с соседними Сан-Матео, Лос-Анджелесом и Чикаго – городами, ни один из которых не сделал ношение масок обязательным. Уровень смертности в этих городах был либо «не хуже», либо меньше.

Очевидно, что многие из этих деталей актуальны и сегодня. Это говорит о том, что легкомысленное требование носить маски стало проблемой, в то время как более строгие запреты – разговоры на улицах, поцелуи влюбленных или посещение религиозных служб – принесли больше пользы.

Источник: Weforum

Ольга Степанова