Новости общества

Андрей Зубов: “Во что играет Гундяев?”

Увы, священноначалие Русской Церкви 13 июня отказалось от участия во Всеправославном соборе, который по требованию Русской же Церкви из-за разлада Путина с Эрдоганом, был перенесен из Константинополя на остров Крит.

До этого за считанные дни отказались участвовать в Соборе Болгарская, Сербская, Антиохийская и Грузинская церкви.

Почему? Причины называются разные, но все они – только прикрытие истинных мотивов. И мотивы эти не в сербах и болгарах, а в Русской Церкви, которая и оказала давление на “церкви-сестры”, а потом и сама ушла.

Первая причина – страх перед новым, желание ничего не менять, не идти в ногу с жизнью, а, не соблюдая по факту, всё хранить по букве. Это на церковном языке именуется экономИей, а на общечеловеческом – лицемерием. При том, что многие нормы изначально сомнительны и уж точно не на века – например, не есть с еретиками за одним столом. Страх перед своим консервативным большинством, которое и против Григорианского календаря и живого языка богослужения, и против разведения таинств исповеди и причастия (так повелось на Руси – так тому и быть). Патриарх Кирилл встретился с Папой Франциском на Кубе и поднялась такая буря, что лучше эксперименты не продолжать… А как же Истина?

Второе – церковная политика и создание автокефальной Украинской церкви. Из повестки собора, по настоянию Москвы, были вымараны все вопросы, связанные с автокефалией. Не скрою, и на мой взгляд автокефалия в принципе вещь противоцерковная, отдающая церковь во власть местного национализма и местной же светской власти.

Для царей земных она много желанней, чем для Царя Небесного, Телом Которого Церковь, между прочим и является. Сколь я помню, ни одна поздняя автокефалия не утверждалась без долгого скандала, схизмы, взаимных проклятий – и Болгарская, и Русская, и, ныне, Американская – тому примеры.

Но, с другой стороны, чем православные Украины “хуже” православных Болгарии или Северной Америки. Почему вторая по численности православного народа страна в мире не имеет права на свою автокефальную церковь? Если уж эта пагубная практика утвердилась и главу русской Церкви вот уже почти 600 лет не назначают из Царьграда, то украинцам надо дать то, что позволено иным народам. Тем более, что никакого догматического нарушения в автокефалии нет.

А вот в чурании участия в Соборе есть огромная догматическая ошибка, есть прямой и тяжкий грех. По определению Символа веры наша Церковь “единая, святая, соборная и апостольская”. И те, кто отказываются от соборного общения, от соборного обсуждения наболевших и актуальных проблем, стоят на грани впадения в ересь со всеми вытекающими из этого факта печальнейшими последствиями.

Господь призывает нас “быть едиными” и “иметь любовь между собою”. Хороши единство и любовь тех, кто не едет на Всеправославный собор (между прочим, первый с 8 века), а под разными предлогами, снедаемый страхом перед дикостью паствы, алчностью контроля над “канонической территорией” или иными не очень симпатичными и вразумительными мотивами, отказывается от прямого повеления Главы Церкви – Христа.

Между тем, так или иначе, большинство вопросов повестки дня Собора имеют отношение к важнейшей, исключительно актуальной и вполне канонической и даже догматической проблеме – о границах Церкви. Кто нам католики и протестанты – братья во Христе или еретики? Можно ли венчать православного с еретиком? Признаем ли мы таинства других христианских конфессий, можем ли участвовать в них. В нынешнем мире, где миграции столь значительны, это вопросы не богословской теории, а повседневной практики. Среди моих ближайших друзей (с которыми я, о ужас, ем за одним столом) есть люди разных конфессий и даже религий. Среди моих студентов есть несколько межконфессиональных браков.

У меня есть мое частное богословское мнение на этот счет, но я хотел бы знать мнение соборной полноты Православной вселенской Церкви, освященное и одухотворенное Духом Святым, тем более, что Собор будет проходить в День Святой Троицы. Я готов и рад подчиниться этому соборному решению. Но, увы, умаление любви выводит на поверхность борьбу честолюбий, темные фобии и безудержные земные притязания тех, кто служит, по определению, Царю не от мира сего. А где же Церковь, Полнота, наполняющая всё во всём? И скорбит сердце… “По причине умножения беззакония во многих оскудела любовь”…

Андрей Зубов
Доктор исторических наук

vlad