Совесть – функция от ума. И пока в России самый умный будет самым бедным, а качественному образованию будут предпочитать идейное – у нас будет расти количество бессовестных.
Владимир Путин всерьез взялся за молодежь: детям в Артеке он объяснил, как писать репортажи, чтобы никому не было обидно, а взрослым на встрече с учителями и директорами школ – как растить правильного гражданина. Потому что гражданина вырастить важней, чем поделиться знаниями. Нужно понять: как воспитать учащегося, который умеет правильно относиться к друзьям (поставлены на первое место), семье и Родине. Иерархия, чувствуется, не просто пиаровская – типа вот, мы ценим семью и Родину, – но глубоко выстраданная: действительно, что там будет с Родиной и с нами – большой вопрос, но друзья президента России в большом порядке.
Я пользуюсь редким случаем согласиться с президентом России и поддержать его. Вырастить человека действительно важней, чем воспитать специалиста. Но штука в том – поверьте школьному учителю, – что человек как раз и воспитывается с помощью передачи знаний, а не вопреки этим знаниям. Пора наконец признаться, хотя в России это почему-то считается неприличным: я сам отличник и люблю отличников. Из моих многолетних наблюдений над школьниками я уяснил, что самые скучные и притом агрессивные люди – это хорошисты. Учеба им дается трудно, они ее ненавидят. Лучше всех – мотивированные отличники, знающие, чего они хотят, или депрессивные «трудные» дети, которые знают очень много всего, но не по программе.
Скажу больше: совесть – функция от ума. И пока в России самый умный будет самым бедным, а качественному образованию будут предпочитать идейное – у нас будет расти количество бессовестных.
Долби ты ему хоть по пять часов в неделю, что мы самые духовные и кругом враги – это не сделает его порядочным. Но преподавай ему математику, историю и литературу на вузовском уровне – и у тебя получится совестливый и грамотный специалист. Вообще в педагогике нет строгих закономерностей и универсальных формул, но одно я знаю точно, на сотнях примеров: чем больше человек знает, тем он благороднее, благодарнее и добрее; тем лучше у него развито воображение – и, значит, он умеет ставить себя на чужое место. Словом, наилучший способ воспитать гражданина – это поменьше пичкать его сознательностью и повышать его сложность. А сложность и есть единственное лекарство от архаики. Сложные люди, в отличие от примитивных, умеют сомневаться – а потому действуют взвешенно.
И если Владимир Путин на последнем сроке своего президентства отменит школьную церковно-патриотическую пропаганду и усилит преподавание, скажем, астрономии либо тригонометрии – у России есть шанс. А если и впредь будет «растить людей», любящих друзей, родню и «Первый канал», – ну, что поделаешь.