Американский Конгресс принял закон о компенсации жертвам "гаванского синдрома"
Центральное разведывательное управление США эвакуировало разведчика из Сербии из-за неврологических приступов, похожих на симптомы «гаванского синдрома». Об этом пишут Экономические новости со ссылкой на haggin.az и The Wall Street Journal.
Инцидент на Балканах может говорить о том, что на служащих из США совершается все больше атак в других странах, сообщает издание. Эти случаи в Вашингтоне рассматривают как нападение на своих разведчиков и дипломатов. Профессор неврологии в Джорджтаунском университете Джеймс Джордано, консультирующий американское правительство по «гаванскому синдрому», заявил о регистрации многочисленных случаев с приступами за последние 60-90 дней. По его словам, симптоматика говорит о достоверности сведений о нарушениях здоровья.
Американские чиновники подчеркнули, что из-за «гаванского синдрома» дипломаты и разведчики США начали отказываться от командировок в другие страны.
Недавно Конгресс США принял закон о компенсации жертвам “гаванского синдрома”, который привел к серьезным проблемам со здоровьем. В настоящее время синдромом страдает около двухсот государственных служащих США. Первыми на него пожаловались сотрудники американского посольства на Кубе. Источник таинственного излучения пока не назван, но в Вашингтоне все увереннее указывают на Россию.
Напомним, в августе 2015 года после 56 лет отсутствия дипломатических отношений госсекретарь США Джон Керри заново открыл американское посольство в Гаване. В марте следующего года президент Обама нанес визит на Кубу. А в октябре сразу 16 сотрудников посольства пожаловались на непонятное недомогание. Чаще всего оно начиналось с неприятных звуков – то ли жужжания насекомого, то ли скрежета металла, то ли пронзительного визга. Человек чувствовал невыносимую головную боль, тошноту, у него нарушалась координация движений. Головокружения, ухудшение слуха и разбитость жертва продолжала ощущать месяцы спустя. В числе пострадавших оказались и канадские дипломаты на Кубе.
Внезапную болезнь назвали “гаванским синдромом” и результатом “акустической атаки”. Агентство AP сообщало: “После нескольких месяцев расследования должностные лица США пришли к выводу, что на дипломатов воздействовало высокотехнологичное устройство, работающее за пределами диапазона слышимого звука и размещенное внутри или вне их мест проживания. В настоящее время неясно, является ли это устройство оружием, применяемым для преднамеренного нападения, или оно используется в каких-то иных целях”.
После некоторого затишья аналогичные случаи начали происходить не только на Кубе.
В декабре 2017 года старший сотрудник ЦРУ Марк Полимеропулос внезапно проснулся в номере московского отеля. Он приехал в Россию для встречи с коллегами из российских спецслужб. “В ушах звенело, голова кружилась, казалось, что меня сейчас стошнит. Подняться на ноги я не мог, – рассказал он BBC. – Я пришел в ужас”.
“Лучше бы в меня выстрелили”. Экс-сотрудник ЦРУ утверждает, что пострадал от секретного оружия в Москве
Вначале Полимеропулос считал, что подвергся воздействию какого-то электронного прибора для слежки, который, по его словам, “включили на слишком большую мощность”. Но теперь экс-разведчик убежден, что против него применили оружие – к такому выводу он пришел, поскольку подобные случаи произошли еще с несколькими сотрудниками ЦРУ, и все они, как говорит Полимеропулос, работали на российском направлении.
А затем появился еще и “китайский след”: в начале 2018 года пострадали несколько человек из американского консульства в Гуанчжоу. Тогда некоторые дипломатические сотрудники, работавшие в Китае, связались с профессором университета Сан-Диего Беатрис Коломб – она много лет занимается необъяснимыми медицинскими случаями, в том числе воздействием микроволн на организм.
Высказывалось мнение, что “гаванский синдром” – не что иное, как психосоматическое расстройство, то есть болезнь самовнушения, и следствие “массовой истерии”. Но при обследовании пострадавших обнаружились физические изменения белого вещества головного мозга, которое служит проводником сигналов в центральной нервной системе (оно есть и в спинном мозге). Джеймс Льюис, бывший сотрудник Госдепартамента и эксперт по разведывательным технологиям, заявил, что, по его мнению, речь идет о подслушивающем устройстве, позволяющем улавливать на расстоянии вибрацию оконных стекол – операторы прибора могли перестараться с мощностью. Льюис напомнил о “проблемах со здоровьем” у дипломатов американского посольства в Москве в 70-е годы прошлого века.
В январе 2018 года на сенатских слушаниях по “гаванскому синдрому”, которые проводил сенатор Марко Рубио, директор медицинского управления госдепартамента Чарльз Розенфарб отклонил теорию “массовой истерии”. Когда речь зашла о прецедентах прошлого, Розенфарб подтвердил, что сотрудники американского посольства в Москве в свое время столкнулись с аналогичным синдромом, пишет издание Крым.Реалии
РУБИО. Если это не какой-то вышедший из-под контроля элемент в правительстве Кастро, возможно, это третья страна. Какая третья страна хотела бы помешать американскому присутствию там? Логический вывод – это Россия и Владимир Путин. У нас есть задокументированные случаи аналогичных атак где-либо в мире во время Холодной войны?
РОЗЕНФАРБ. Полагаю, в конце 50-х и в 60-е годы были некоторые свидетельства того, что микроволновые лучи или излучение использовались против посольства США в Москве, и, кажется, это прекратилось в 1975 или 1976 году.
РУБИО. Значит, были некие микроволновые атаки против дипломатического присутствия США в Москве, начиная где-то с 50-х и кончая серединой 70-х.
РОЗЕНФАРБ. Сенатор, моей осведомленности не хватает, чтобы сказать, было ли это атаками или нет, но я знаю, что в этот период расследовались случаи возможного воздействия микроволнового излучения на людей.
Сведения доктора Розенфарба соответствуют действительности. Советские исследования в области воздействия на живые организмы микроволнового излучения крайне интересовали американскую разведку. Чаще других в этой связи называлось имя Юрия Григорьева, одного из пионеров радиобиологии, много занимавшегося изучением реакций центральной нервной системы на электромагнитные излучения. Исследования велись, в частности, в Пущинском центре биологических исследований АН СССР. В октябре 1972 года Разведуправление Министерства обороны США направило руководству доклад о достижениях коммунистического блока в этой области.
Авторы доклада отмечают, что “евроазиатские коммунистические страны” активно изучают воздействие радио- и микроволн на живые существа. Опыты проводятся на животных (собаки, кролики, крысы, мыши, лягушки, цыплята) и зародышах, ретроспективно исследуются случаи такого воздействия на человека. Устанавливается эффект воздействия различных доз излучения на состав крови и сердечно-сосудистую систему, клетки, центральную нервную систему, систему пищеварения, эндокринный аппарат, метаболизм, репродуктивную функцию, иммунную систему, органы зрения и слуха. Меры безопасности при проведении опытов, подчеркивается в докладе, в коммунистическом блоке приняты более строгие, чем на Западе.
В разделе о воздействии на центральную нервную систему перечислены симптомы, удивительно совпадающие с гаванским недугом. Наблюдается прежде всего ангиодистония, то есть расширение кровеносных сосудов, сменяющееся их спазмом. Организм отвечает головной болью, чувством переутомления, повышенным потоотделением, головокружением, нарушением менструального цикла, раздражительностью, перевозбуждением, напряжением, сонливостью, бессонницей, депрессией, чувством тревоги, забывчивостью и невозможностью сосредоточиться. Необратимых изменений головного мозга ученые не обнаружили, но для возвращения в нормальное состояние подопытным животным требовалось значительное время.
Некоторые сотрудники американского правительства утверждают, что причина “гаванского синдрома” так же неясна, как пять лет назад. Они говорят, что сейчас свидетельств в пользу использования микроволн намного больше, хотя они пока не окончательные.
Как выяснила BBC, спецслужбы начали получать новую важную информацию, поскольку данные впервые собираются и анализируются намного более системно.
В частности, в некоторых случаях, имевших место в этом году, выявлены специфические кровяные маркеры, которые указывают на повреждение мозга. Раньше между обнаружением соответствующих симптомов и началом расследования проходило много времени, и маркеры успевали исчезнуть. Но теперь, когда анализы делают по горячим следам, их стали обнаруживать.
Споры о “гаванском синдроме” не утихают, а ответ на вопрос о его происхождении может оказаться сложнее, чем мы думаем.
Возможно, настоящая сила “гаванского синдрома” как раз и заключается в его необъяснимости. Связанный с ним страх заставляет новых и новых людей подозревать, что они стали жертвами микроволнового оружия. В результате разведчикам и дипломатам становится труднее работать за рубежом, пишет BBC.