Новости общества

Живое оружие, которое умнее человека , – Юрий Бутусов (ФОТО)

Почему служебные собаки - такое доступное и эффективное оружие - не получили необходимого масштабного применения в составе украинской армии на Донбассе?

Для победы в войне нужна техника, и мы горячо обсуждаем ракетные комплексы, радары, танки, тепловизоры. Но чтобы армия могла побеждать, кто-то должен идти вперед и вести разведку, снимать мины, “растяжки”. И здесь незаменимо оружие, которое не может разработать ни одно конструкторское бюро. Да, даже в 21-м веке лучшим бойцом головного дозора является боевая собака. За что ставят памятники собакам-минерам и собакам-разведчикам в Израиле и США? За что собаки получают боевые награды?

Почему служебные собаки – такое доступное и эффективное оружие – не получили необходимого масштабного применения в составе украинской армии на Донбассе?

В США военным собакам, погибшим при выполнении боевых заданий, поставлено немало памятников – свои собаки воюют и в армии, и в морской пехоте. Собаки отряда спецназ “Окец” принимают участие во всех самых рискованных боевых операциях Армии обороны Израиля.


Бойцы израильского спецназа “Окец” отрабатывают учебные задачи со своими четверолапыми напарниками


Израильский спецназ своих не бросает

Известен случай, как в 1980-м боевая собака ценой своей жизни помогла уничтожить террористов и спасти всех людей во время штурма. В 2014-м во время удара ЦАХАЛа по арабским террористам в секторе Газа “Нерушимая скала” при выполнении боевых заданий погибло пять военных собак. Все они погибли при разминировании и в засадах боевиков. Все они спасли множество людских жизней. И потому каждую погибшую в бою собаку благодарные люди торжественно хоронят на базе отряда “Окец” на специальном кладбище. А если собаку разорвет миной в клочья, ее вносят в официальные списки пропавших без вести.

Во время Второй мировой войны минно-розыскные собаки стали главным оружием борьбы с минами Красной армии, и обеспечивали прорывы обороны и быстрое разминирование дорог и городов. СССР направил на фронт более 6 тысяч минно-розыскных собак, которые состояли на вооружении двух отдельных полков, 19 батальонов и 29 рот. Эти собаки сыграли ключевую роль в разминировании, обнаружив свыше 4 миллионов мин и взрывных устройств!

Самой заслуженной советской минно-розыскной собакой стала немецкая овчарка Джульбарс из состава 14-ой штурмовой инженерно-саперной бригады, воспитанная уроженкой Полтавы и жительницей Харькова Диной Волкац.

Дина Волкац, офицер кинологической службы Красной армии, уроженка Полтавы, до войны жила в Харькове, воспитала уникального пса Джульбарса, единственную награжденную боевой медалью собаку Второй мировой войны. На войне стала единственной женщиной – командиром саперно-кинологического подразделения. На фронте вышла замуж за самого выдающегося советского кинолога – Арона Мазовера.

14-я бригада действовала на острие советских наступлений. Джульбарс обнаружил 7 486 мин и более 150 снарядов, в том числе мины, установленные на могиле Тараса Шевченко в Каневе и во Владимирском соборе в Киеве. 21 марта 1945 года Джульбарса наградили медалью “За боевые заслуги”, он стал единственной собакой войны, удостоенной человеческой боевой награды. 24 июня 1945 года Джульбарс стал участником парада на Красной площади. Из-за множественных ранений Джульбарс не мог двигаться, и собаке в виде исключения разрешили принять участие в параде в особом порядке – его пронёс по Красной площади ведущий советский кинолог – подполковник Александр Мазовер, причем чтобы не беспокоить раны пса-героя, Мазовер получил разрешение шагать не в ногу.


Советские минно-розыскные собаки с вожатыми во время Парада Победы 24 июня 1945 года

Абсолютный рекорд по розыску мин Второй мировой установил шотландский колли Дик с вожатыми Кирилловым и Барабанщиковым из состава 2-го Келецкого полка специальной службы, который за три года войны обследовал 108 километров дорог, 169 особо важных зданий, отыскал за войну 12000 мин.


Самая результативная минно-розыскная собака Второй мировой – шотландский колли Дик из 2-го отдельного Келецкого полка специальной службы, обнаружил 12 тысяч мин.

Самый известный подвиг пса – найденный за шесть часов до взрыва в фундаменте Павловского дворца фугас весом 2,5 тонны с часовым механизмом. Во время учений Дик обнаруживал не только все закладки в полу и стенах здания, но даже в дымовой трубе на потолке. Дик пережил гибель первого вожатого и контузию от взрыва, его второй вожатый получил благодарность Маршала Советского Союза и 5 боевых наград.

Памятник боевым собакам есть и в Украине – в Легедзино Черкасской области в 1941-м году в бою с немцами приняли участие 150 собак советского погранотряда – все собаки и большинство бойцов погибли.

Несмотря на многие новейшие разработки анализаторов запаха, собачий нос – по-прежнему самый эффективный миноискатель в современных армиях. Все подразделения Вооруженных сил США и Израиля в наземных операциях активно применяют служебных собак. Обычный миноискатель при движении по району боевых действий будет постоянно сигналить о металле. А нос собаки будет искать именно взрывчатку – он может учуять взрывчатку на глубине до двух метров! Причем даже в глине и бетоне, при наличии массы других кусков металла!

В Афганистане советские войска использовали собак не только как главное средство поиска мин, которые широко применялись в неметаллической оболочке, но и как охрану от “живых бомб”- самоубийц.

Но есть и еще одно ключевое преимущество собаки перед любыми детекторами. Боевая собака, которая идет впереди в головном дозоре, не только первой может учуять запахи, но и первой обнаружить противника. Она может первой на тропе заметить растяжку – и если она ее не сможет обнаружить, то она ее сорвет и первой примет взрыв на себя. Острый нюх, слух и зрение дают колоссальные преимущества собаке в действиях ночью.

Насколько быстрее и безопаснее может передвигаться отряд пехоты ночью и днем по лесопосадке, если впереди перед людьми идет в дозоре боевая собака! Скорость движения увеличивается в разы, причем обеспечивается самый высокий уровень безопасности. Очень важно, что собаки могут работать там, где саперы эффективно действовать не могут вообще. Например, в мерзлой земле зимой щуп не эффективен, а собачий нос – работает. Собака на порядок лучше действует при поиске старых минных заграждений, которые в лесистой пересеченной местности зарастают травой и кустарником. В такой местности особенно трудно отличить осколки от настоящих мин, и собачий нос незаменим.

А насколько эффективней будет боевое охранение, если покой бойцов охраняет часовой с собакой!

Сегодня боевых собак также оснащают видеокамерой для передачи изображения инструктору и бронежилетом для защиты от осколков.

Необходима не только системность в возрождении саперных подразделений, необходимы средства для скрытной, надежной и масштабной борьбы с минами на необходимых маршрутах. Из-за минной угрозы в полосе обороны ВСУ маневр сейчас на определенных участках скован. В случае необходимости атаковать противника, либо сманеврировать резервами для отражения наступления врага, во многих секторах эти действия парализует именно минная угроза.

Учитывая большие незанятые войсками промежутки между опорными пунктами на российско-украинском фронте, оборону обе стороны усиливают минными заграждениями.
Российское командование с первых дней войны абсолютно варварски и безжалостно к гражданскому населению минировало все возможные дороги и пути сообщения, все поля и узлы коммуникаций, где ожидались действия украинской армии. Не меньшую угрозу чем противник, представляют собой свои собственные минные поля. Поскольку инженерные войска в ВСУ были развалены почти до основания, инженерная подготовка также пока не достаточна, украинские подразделения в своем районе обороны осуществляли минирование, длительное время не составляя карты минопостановок, минирование осуществлялось хаотично, без плана и тактического обоснования. Это привело к заметным потерям на своих минах наших войск.

Вот цитата из 1943 года от начальника инженерных войск Степного фронта генерал-майора А. Д. Цирлина: “Собак-миноискателей нужно рассматривать как наиболее надежное контролирующее средство в руках инженерного начальника, прекрасно дополняющее используемые обычно войсками щуп и миноискатель. Только собака дает достаточную гарантию за полную очистку местности от мин на наиболее ответственных участках… Собаки улучшают работу инженерных частей по разминированию, легко завоевывают популярность в войсках и вызывают спрос со стороны общевойсковых командиров, у которых пользуются большим доверием”.


Вариант экипировки военной собаки


Вот как это выглядит в реальности

Боевая собака – не “Джавелин” и не танк. Пехотные подразделения США, Израиля, других ведущих военных держав применяют собак гораздо чаще и шире, чем любые виды тяжелого вооружения. Это на войне необходимо каждый день. В Украине есть инструкторы служебного собаководства, которые умеют готовить боевых собак, готовых к действиям в составе подразделения в качестве минно-розыскных. Собака – это ключевое средство обеспечения безопасности украинских воинов, то, что необходимо для сохранения жизней и сохранения тактической мобильности наших подразделений. Это важное условие успешных наступательных операций на оборону противника, утыканную тысячами мин и растяжек.

На четвертом году войны в штаты боевых саперных подразделений остро необходимо ввести минно-розыскных собак. Это вполне бюджетный и главное – остро необходимый вид вооружений. Украинской армии хорошо подготовленные минно-розыскные собаки и мотивированные вожатые необходимы уже сегодня, причем в значительном количестве. Системная инженерная разведка на передовой позволила бы нашим воинам действовать гораздо острей и решительней. Иначе многие операции и передвижения срываются именно из-за неясности минной обстановки и невозможности быстро передвигаться из-за риска подрыва.

Остро необходимо создать программу по подготовке боевых собак в центрах служебного собаководства наших силовых структур. Слава Богу, в Украине немало клубов собаководства, и очень жаль, что их потенциал пока не используется должным образом. Пора обратить внимание. Организовать конкурс для объективной оценки собак различных школ собаководства, создать кинологические центры во всех боевых частях, выполняющих задачи в первой линии.
Охоту на врага и на его ловушки надо вести с применением четвероногих друзей, которые умеют выслеживать лучше, чем любой человек.

regional