Сотрудник Службы безопасности Украины Антон перечисляет, за что отправляли в застенки
Казачья Лопань. На полу застенчивая газета — один из выпусков российской пропаганды — «Харьков Z». Символично, что на страницах среди десятка статей в глаза бросаются два названия «Рабство надоело всем» и «Русофобия как принцип». Об этом пишут Экономические новости со ссылкой на Громадське Радіо.
Об этом читали в подвале, где в специально сваренной клетке незаконно содержали сотни людей. За решетку сюда бросали местных. Сотрудник Службы безопасности Украины Антон перечисляет, за что отправляли в застенки:
«Пытали за помощь ВСУ . Людей, предоставлявших военнослужащим ВСУ координаты техники и живой силы русских оккупационных войск. Пытали за проукраинскую позицию, просто за проукраинскую позицию, кто не хотел признать, что Казачья Лопань — территория Российской Федерации».
Пропаганды — от периодики до листовок — в уволенной Казачьей Лопане оккупанты оставили множество. Из Белгорода сюда, как в один из пунктов оккупационных властей, завозили кипы «литературы». В сельсовете остался спецвыпуск о Харьковской области от Комсомольской правды. Первая страница: портрет Путина, дети с российским триколором и фейки о круглосуточной помощи людям. Даже кроссворд здесь как словарь военных времен. Тираж в 50 тысяч подготовила редакция “Боевая газета”. Такие исходные данные доступны на страницах. В « Харьков Z» — никаких фамилий авторов или информации о редакции. Все анонимно. Только ссылки на такие же маркированные «седками» радио и ТГ-каналы. Это была так называемая ведомственная газета оккупационной администрации. Неудивительно, что на первой странице статьи о Путине и фейковом руководителе Харьковщины Виталие Ганчеве. Газету показывает Александр Кулик – начальник информационного отдела Дергачевского городского совета.
«Ганчев здесь не сидел. Он только приезжал сюда с пропагандистской российской прессой, СМИ. В этом случае они снимали для него ролики — типа Россия помогает «мирному населению». И ехали назад», – говорит Александр Кулик.
На страницы пропагандистских изданий попадали фото якобы новой, хорошей жизни, а в YouTube и ТГ-каналы — интервью с людьми, прошедшими застенку . Что нужно говорить, перед съемкой из них буквально выбивали. Все это пережил АТОвец из Казачьей Лопани. Через месяц плена мужчину избивали и пытали током.
«Они на камеру меня снимали. Били меня по ребрам, сломали под сердцем два ребра. На пятые сутки меня вывели из подвала. Меня «телевидение» снимало. Им нужен был этот пафос, что вот они поймали такого-то такого-то. Я два года не служил, был гражданским человеком. Работал здесь на заводе. А им нужно было, что они АТОшника поймали. И я должен был уверенно на камеру призвать украинскую армию сложить оружие. То есть, вы понимаете, выбора у меня не было. Они, когда кончили, все было по планшетику, за опросником. Они задают вопросы и обсуждают со мной все – как и что я буду говорить. Когда я все рассказал, они начали сворачивать камеры. Свет выключать. И забегает его называли «комбат». Такой здоровый дядя в форме. Ну что, говорит, его нужно дальше «помнить», чтобы дальше записывать? А они говорят: «Да нет, уже все, интервью закончилось», – рассказал мужчина.
В Казачьей Лопане экземпляры российской пропаганды хотят оставить для будущего музея. Говорят, период оккупации Россией, когда в поселке на 5 тысяч человек уничтожали разветвленную систему застенков, забывать просто не имеют права.