Новости общества

Стало известно, как волонтеры используют 3D-технологии для помощи военным

Украина активно применяет 3D технологии в войне.

Полномасштабная война России против Украины во многом отличается от предыдущих войн в истории мира. Особенностью является применение современных технологий – интернет из космоса, более дешевые дроны, искусственный интеллект и т.д. И есть еще кое-что. Речь идет о печати на 3D-принтерах, сообщает DW.

Эта технология появилась в конце 20 века и используется преимущественно в медицине или в быту. Впрочем, в условиях войны украинцы активно применяют ее для военных нужд. Волонтеры по всей Украине печатают детали для снарядов, дронов и множество других деталей. 

“Принтеры не умолкают ни на минуту. Работают 24 часа семь дней в неделю. Кроме тех случаев, когда возникали проблемы с отключением электричества в прошлом году”, – рассказывает DW киевлянин Александр Дзюба. В его квартире на кухне шесть 3D – принтеров: пять печатают из пластика и один – из смолы, которая затвердевает под действием ультрафиолета. Детали из смолы, как замечает Дзюба, получаются более гладкими, что важно, например, для пропеллеров дронов.

От “ДрукАрмії” Дзюба получает дизайн деталей и информацию о том, что именно печатать. Преимущественно это хвостовики-стабилизаторы для снарядов, в частности для подствольных гранат ВОГ, которые украинские военные сбрасывают с дронов. “Хвостовик весит менее пяти граммов, очень жесткий и прекрасно стабилизирует гранату. Эта деталь важна для точного сброса, ведь она разворачивает снаряд вниз и делает его устойчивым к боковому ветру”, – отмечает печатник-волонтер.

В общей сложности “ДрукАрмії” объединяет более 1,7 тысяч печатников-волонтеров, имеющих почти две тысячи 3D-принтеров. Впрочем, такого количества все равно недостаточно для покрытия всех запросов от военных, признается соучредитель “ДрукАрмії”, украинский пранкер и блогер Евгений Вольнов. “По состоянию на данный момент в очереди ждут 63 задания на печать. Я не думаю, что к победе мы сможем набрать такое количество людей, которое позволило бы закрыть все потребности. По моим оценкам, сейчас нам нужно хотя бы пять тысяч печатников”, – говорит он в разговоре с DW.

Присоединиться к сообществу все желающие волонтеры могут по форме регистрации на сайте. Так же через сайт свои запросы на детали могут отправлять военные. После проверки документов, по словам Вольнова, военным предоставляется доступ к базе изделий, которые производит “ДрукАрмії”. В общей сложности это 126 различных позиций – детали для дронов, связи, наблюдения, медицины, хвостовики для снарядов, оболочки для снарядов, макеты обучающих мин, которые используйте для тренировки саперов и бойцов и т.д.

Кроме “ДрукАрмії” в Украине существуют и другие инициативы. В частности, инженер-разработчик Александр Заруба создал 3D-производство в Черкассах. Все началось в июне 2022 г, когда к нему обратились знакомые военные с запросом на пластиковые перископы. “С товарищем, у которого был 3D-принтер, мы сделали свой вариант перископа. Но встал вопрос в масштабе. Запрос был на тысячу перископов, а один принтер делал это очень долго”, – вспоминает Заруба в разговоре с DW.

Опрошенные DW военные эксперты отмечают, что 3D-печать для военных нужд сейчас необходима. “Несмотря на значительную помощь от союзников Украины, на фронте достаточно значительную роль играют импровизированные средства. Кроме штатных средств поражения используется куча поделок. И здесь технология 3D-печати является простым и эффективным решением”, – отмечает ветеран АТО, публицист и директор Национального антарктического научного центра Евгений Дикий. Сеть печатников-добровольцев, по его словам, является креативным и ранее неизвестным в производстве способом масштабирования. В то же время, дополнительным преимуществом этого подхода является децентрализация производства, добавляет Дикий. “Ведь при концентрации производства в одном месте возникает угроза его уничтожения. А целить в каждого печатника абсолютно нереально для россиян”, – отмечает он. При этом, по словам Дикого, следует понимать, что такой подход все же не может заменить всю оборонную промышленность, а является хорошей идеей только для определенных отраслей.

Гелена Деревянко