Одесса в очередной раз оказалась в ТОП-5 городов Украины с самым грязным воздухом. По данным Центральной геофизической обсерватории (ЦГО) им. Срезневского, в 2020-м году антирейтинг возглавил Мариуполь, а Одесса осталась на 3-м месте.
В то же время в исследовании указывается, что в целом по Украине индекс загрязнения атмосферного воздуха в 2020 году снизился до 7,0 с 8,2 годом ранее и 7,6 два года назад за счет некоторого уменьшения среднегодового содержания формальдегида, фенола и фтористого водорода.
В Профессиональной ассоциации экологов Украины считают, что местные общины благодаря децентрализации получили достаточно полномочий для того, чтобы решать экологические проблемы самостоятельно, не ожидая указок из центра. По словам Валентины Полтавец, исполнительного директора Ассоциации ОТГ, во многих громадах пока нет документов, регулирующих вопросы экологии. Это связано с тем, что местные органы, которые только недавно получили новые полномочия и еще не успели “освоится” в этих вопросах. По словам Валентина Щербины, вице-президента Профессиональной ассоциации экологов Украины, сегодня также наблюдается тенденция ликвидации департаментов экологии в областных госадминистрациях. Это означает, что ОТГ придется заниматься проблемами местной экологии своими силами.
Инспектор по охране природной среды Черного моря Артур Мыкита отмечает, что в Одессе мало людей, действительно озадаченных экологическими проблемами города. Большая часть местной громады ждет решений “сверху”, которых уже не будет. Людям придется принять новые условия, которые предполагают активное участие жителей города в решении местных проблем.
“Чем дальше, тем больше я вижу, что по Одессе люди выходят и требуют улучшений. Но людей все еще очень мало. Если брать наш город-миллионник, то постоянных активистов, которые занимаются – кто морем, кто склонами, кто вырубкой деревьев, кто застройками – совсем немного”, – сказал эколог.
Что касается критического загрязнения атмосферы в Одессе, то городские активисты уверены, что ситуацию можно в корне изменить, заставив местный бизнес соблюдать действующие нормы. “Когда возникает любая проблема, бизнес бежит сразу же с деньгами и пытается решить проблему не в сторону экологии. Не для того, чтобы улучшить экологическое состояние. Он не собирается придерживаться природоохранного законодательства”, – сказал Мыкита.
Эколог посетовал на перевалку в Одесском порту. По его словам, ситуация на предприятии никак не меняется. При этом, экологов все меньше пускают в порт для проверок.
“Есть различные технологические схемы, которые утверждаются той же экологической инспекцией – но они не выполняются. Бизнес игнорирует их. Интерес – в ускорении работ: если судно стоит у причала, за это есть фиксированная плата. Если грузовладелец быстрее выполнит разгрузочно-погрузочные работы, значит автоматически заплатит меньше. Для этого не выполняются многие требования – рукава не опускаются вниз, с высоты идет отсыпка в трюмы. А, если расстояние больше положенного – ветер дует и все разносится по городу”, – пояснил активист.
Он также рассказал о постоянных жалобах туристов и местных жителей. Во время перевалки зерна у людей, которые прогуливаются по тому же Приморскому бульвару, чешется все тело. Респираторные аллергии – обычное дело при вдыхании зерновой пыли или микрочастиц железорудного концентрата, который также перегружается открытым способом. В такой ситуации единственным решением является вынос грязной перевалки за пределы города.
Одесские активисты уверяют, что городская власть пытается что-то делать, но исправить экологически недружественный бизнес не просто. Не хватает реальной, видимой поддержки громады. Если бы жители города более активно давили на местных чиновников, требуя улучшений – у муниципалитета появились бы дополнительные аргументы в экологических переговорах с “грязными” предприятиями.
Экологи отмечают, что децентрализация действительно дала намного больше возможностей местным громадам. Однако, жители городов еще не осознали, что решение экологических и многих других проблем теперь практически полностью зависит от них самих.