19 сентября евреи всего мира будут отмечать очередной новый год по древнему календарю — 5781-й от сотворения мира. Особое место в этой традиции занимает город Умань в Украине. Здесь находится могила раввина Нахмана Брацлавского, почитаемого всеми хасидами — ортодоксальными верующими, последователями его учения.
Могила раввина Нахмана
Именно сюда каждый год в сентябре накануне Рош ха-Шана устремляются многие десятки тысяч хасидов со всего мира, чтобы отпраздновать новый год.
Обычно толпы одетых в традиционные одежды хасидов – мужчин и подростков прилетают в международный аэропорт Киева — Борисполь, а также Одессы, и отсюда оправляются в Умань.
Однако нынешний год из-за пандемии коронавируса вносит коррективы в массовые празднования.
Уже месяц назад мэр Умани предупредил, что в условиях не снижающегося в Украине заболевания коронавирусом еврейский праздник вряд ли сможет состояться в присутствии десятков тысяч приезжих со всего мира.
Недавно правительство Украины собралось на специальное совещание и выработало меры по ограничению пребывания иностранных граждан в стране во время пандемии. Это не только информирование их о правилах поведения здесь во время коронавируса, но и памятки, которые приезжающие получат при пересечении госграницы.
Глава МВД Арсен Аваков сообщил, что Кабмин поддержал инициированное Министерством внутренних дел решение об ограничении на посещение иностранцами Умани на период празднования Рош ха-Шана.
“Мы с уважением относимся к национальным традициям различных народов и религиозных сообществ и ежегодно делаем все, чтобы они проходили по самым высоким стандартам безопасности. Однако в последние недели Украина фиксирует рост вспышек заболевания короновирусом среди населения. Аналогичная ситуация наблюдается и в других государствах. Что заставляет правительство этих стран возвращаться к более жесткому карантину. Мы заслушали доклады профильных министров и пришли к выводу, что эпидемиологическая ситуация в стране и мире не позволяет организовывать и проводить массовые мероприятия, тем более с участием иностранцев”, – приводит слова Авакова пресс-служба МВД .
Кроме этого, министр внутренних дел Украин Арсен Аваков сообщил, что будут введены технические ограничения, которые сделают невозможным приезд большого количества паломников.
«Учитывая коронавирус, и чтобы прекратить спекуляции на тему о ситуации с празднованием еврейского Нового года в Умани: мы понимаем все риски, связанные с таким массовым празднованием. К сожалению, мы пока не можем себе позволить такие риски, поэтому будут введены технические ограничения и, по сути, празднования, каким оно было в форме последних лет, не будет», – сказал Аваков на пресс-брифинге.
По его словам, украинские дипломаты уже провели консультации с правительствами тех стран, откуда обычно едет наибольшее количество верующих паломников. Министр предупредил, что будут найдены решения для тех, кто не считается с общественными интересами.
Напомним, 17 августа городской голова Умани Александр Цебрий ночевал под Офисом президента, чтобы встретиться с Владимиром Зеленским и добиться запрета на приезд хасидов в Умань. Мэр заявил, что в случае массового наплыва паломников-хасидов на празднование Рош ха-Шана он будет готов заблокировать въезды в город.
Празднование Нового года брацлавскими хасидами в этом году особенное — в 2020-м исполняется 220 лет со дня смерти цадика Нахмана.
Два года назад в Умань съехались около 100 тысяч его последователей, многие были с семьями. Таким образом, население города на эти дни увеличивается почти в два раза.
Для жителей Умани два дня еврейского праздника — время для очень хорошего бизнеса.Паломники, как правило, появляются здесь за 4 дня до Рош ха-Шана. Многие горожане сдают приезжим квартиры, дома, в это время поднимаются цены и на кошерное питание для гостей.
Празднуется новый год шумно — хасиды проводят религиозные обряды, устраивают застолья, громко поют и танцуют на улицах. Городские власти с трудом успевают убирать улицы, вывозить мусор. Но быстрая прибыль все же компенсирует неудобства.
Стоит отметить, что в 2020 году с учетом ситуации украинские христиане и мусульмане воздержались от массовых мероприятий во время празднования своих самых больших религиозных праздников.