Новости общества

Поздравляем, вы – переселенец! Первая настольная игра о ВПЛ возмутила переселенцев

Ребята, окунитесь в этот неизведанный для вас мир. Сидишь себе в теплой киевской квартире и по вечерам играешь: кидаешь кубик и оказываешься в километровой очереди на КПВВ "Майорск", еще бросок – стоишь возле какого-то чиновничьего кабинета и ожидаешь получения утерянных документов, еще на пять клеточек продвинулся – и звонишь риэлтору в поисках дешевой комнаты ценой в твою зарплату.

«Поздравляем, Вы – переселенец. Теперь надо заняться официальным оформлением статуса и получить справку ВПЛ, поэтому придется пропустить ход». В такое вляпаться может каждый, кто сыграет в социальную игру «Переселеньська блуканина». Хотя, игра только-только вышла в тираж, в нее уже сыграло почти 1,7 миллионов человек (по данным пресс-службы Министерства социальной политики, именно столько строит на учете переселенцев из Донбасса и Крыма, – авт.). Данная игра – симуляция, и в ней решить проблемы можно легко – всего лишь пропустить ход или вернуться на пару шагов назад. Но реальность намного жестче.

«Переселеньська блуканина» – первая в Украине настольная игра о переселенцах. Разработали ее общественная организация «Советник по вопросам ВПЛ» при поддержке Министерства социальной политики и международных партнеров. Также были задействованы переселенцы, которые по себе знают, как начинать все сначала и в чужих городах отстаиваться свои права. Всего в сценарии смоделировано 76 ситуаций, которые описывают обычные события жизни людей, вынужденных из-за войны покинуть свои дома и начать новую жизнь в чужих городах.

«Цель этой социальной игры – шаг за шагом показать путь переселенца с момента принятия решения о переезде и пересечения контрольно-пропускных пунктов, оформлению выплат, оплаты коммунальных услуг и получения утраченных документов и до момента, когда человек полностью приспособилась к жизни в новой среде. Таким образом, можно доступно рассказать широкой общественности нашей страны о трудностях переселенцев, с которыми они ежедневно сталкиваются, а также привлечь внимание к нарушению прав и проблем интеграции этой категории граждан Украины», – рассказала координатор проекта «Переселеньська блуканина» Ольга Иванова.

Играть и плакать

Игра представляет собой классическую бродилку с полем, кубиками и фишками и рассчитана на 3-5 человек. Продолжительность игры – 60-90 минут. Правила довольно-таки простые, но в тоже время – жестоки. Выиграл – ты молодец, не смогу преодолеть все круги переселенческого ада – давай, до свидания, возвращайся жить под обстрелы! «Мы предлагаем игрокам перевоплотиться во внутренне-перемещенное лицо и попробовать пройти путь, который хорошо известен каждому переселенцу. По очереди кидайте кубик и передвигайте фишки на то количество ходов, которое выпадет. Читайте описание ситуации и дальнейшие указания к действиям. Если не хватает сил двигаться вперед, Вы всегда можете вернуться жить на неподконтрольную территорию».

Старт игры. Здесь описываются причины, по которым переселенцам пришлось уехать. «Вы все чаще видите на улицах родного города новые лица и людей в магазинах, которые не знают, как выглядит банкнота 20 гривен. Вам несколько раз предлагали подзаработать на митингах против украинской власти. На улицах становится небезопасно, особенно, если вы говорите на украинском языке или носите государственную символику».

И с первой ситуацией игрок сталкивается, если на кубике выпадает цифра 4. Это переезд – сбор необходимых вещей и документов. Удачей можно, если фишка опустилась на восьмерку – «вам с первого раза удалось оформить электронный пропуск, который необходим, чтобы выехать на подконтрольную Украиной территорию».

Во время игры участников ждет очередь в Ощадбанк для оформления карточки переселенца, переезды из одной квартиры в другую, телефонные угрозы от коллекторской компании, проблемы с налоговой, приостановление социальных выплат, очередь на КПП, кража документов.

Есть, конечно, и позитивные моменты, но их ничтожно мало. Например, волонтеры предоставили юридическую помощь, работники УТЗН помогли с оформлением документов.

«Я хоть и киевлянка, но среди друзей у меня есть переселенцы, поэтому с их проблемами хорошо знакома. К примеру, с проблемой блокирования счета Ощадбанком я тоже сталкивалась. И чтобы разобраться с ситуацией необходимой много времени, сил и терпения», – рассказала художница, автор рисунков игры Ольга Гордиенко.

Ситуация, которая больше всего зацепила художницу, находится на игровом поле под номером 89. «Чтобы присматривать за больным родственником, вы вынуждены вернуться на неподконтрольную территорию. По дороге попробуйте не погибнуть, не потерять свои деньги, а то жизнь там недешевая. Из-за того, что вы присматривали родственника более 90 дней, ваш статус ВПЛ аннулирован. Начните игру сначала».

135 пунктов – game over! «Наконец-то удалось устроиться на новом месте, где вы сможете строить собственное жилье на равных с другими гражданами Украины. Впрочем, это не означает, что у вас появились те же возможности, что и у них. Возможно, что вам еще не раз придется судиться за право на пенсию или вернуться к месту прежнего проживания. Жизнь никогда не будет таким, как раньше, но, поверьте, для миллионов жителей страны иметь свое жилье в безопасном месте – это уже большая победа!».

Переселенцы о новшестве: Противно и гадко

На новшество от Минсоцполитики тут же отреагировали сами переселенцы.

Ирина, переселенка из Донецка, живет в Киеве: «У меня маты на языке в большом количестве. То, что для тысяч семей – горе, потери, смерти и болезни – для особо чутких киевлян – настольная игра. Объясняют, мол, таким образом – хотят пробудить эмпатию в обывателях. Думаю, переселенцы с радостью скооперируются и отправят стартаперов и Минсоц – в реальное путешествие: для начала на заминированную обочину любого из контрольного пункта на линии разграничения, нормально? Странно, почему до сих пор нет игры “геноцидик” или “похорони родственника”, или что-нибудь по мотивам “отделение онкогематологии”. Видимо, проблемы переселенцев, наш Минсоц принимает ближе всего к своему теплому сердцу. И, главное, деньги находят на вот Это. Интересно, там, в опциях игры есть что-то про “разорвало снарядом”?»

Алена, переселенка из Донецка, живет в Одессе: «Тут как-то была Биеннале. Там переселенцы рисовали карты своих перемещений дома. Типа, тут бабуля жила, тут я в школу ходил. И одну из таких карт прямо перед музеем нарисовали на асфальте краской. Мой сын пришел и стал прыгать по ней, играть там. А я стояла и думала, что не смогу ему ни школу показать свою, ни парк, в котором я на колесе обозрения каталась маленькой, ни вагонетки шахты, в которых я игралась. И мне стало не то, что грустно, а понятно, что никакое искусство не приблизит людей, которые этого не ощутили, к моим чувствам. И даже такие карты, и уж тем более игры не помогут украинцам это почувствовать. Ну, и ладно, у каждого своя боль, и это нормально. Не надо нам игр, сделайте просто все для адаптации. Жилье лучше начните строить и более насущные проблемы решать».

Александр, переселенец из Горловки, живет в Киеве: «В Украине раз и навсегда решена проблема с переселенцами. Во-первых, их посчитали. Это уже подвиг. Получилось 1 миллион 700 тысяч – это с Крымом и Донбассом. Во-вторых, для всех остальных – сочувствующих из Львова, Киева, Одессы, Тернополя создали игру “Переселенська блуканина”. Ребята, окунитесь в этот неизведанный для вас мир. Сидишь себе в теплой киевской квартире и по вечерам играешь: кидаешь кубик и оказываешься в километровой очереди на КПВВ “Майорск”, еще бросок – стоишь возле какого-то чиновничьего кабинета и ожидаешь получения утерянных документов, еще на пять клеточек продвинулся – и звонишь риэлтору в поисках дешевой комнаты ценой в твою зарплату. Я все понимаю, международные деньги надо на что-то списывать. Но в этот раз прям на стартап тянет. Если бы сказали, что для решения проблем миллиона переселенцев надо создать игры в стиле “Монополия” – я бы еще в 2014-м начал их рисовать))). Карандаши бы все стер)))».

Юлия, переселенца из Донецка, живет в Киеве: «Наша жизнь – игра… Для некоторых игра в буквальном смысле слова. Вместо того, чтобы решать проблемы людей, они придумывают настольные игры. И ещк играют в них, по каким-то своим выдуманным правилам. Считаю это небывалым цинизмом и насмешкой над людьми, которые бежали от войны. Для которых за эти три года ничего, ровным счетом ничего не седлано, которых поставили в условия выживания, которых просто используют в своих политических целях, у которых даже паспорт не действительный без вкладыша – справки переселенца. В очередной раз противно и гадко. Можно только представить, сколько средств на реализацию этой идеи, которая своей глубиной достигла того самого дна, они попросили у международных доноров. Предлагаю не оставлять это так».

rebrov