Большинство украинских городов в ближайшее время может остаться без питьевой воды.
Предприятие олигарха Игоря Коломойского “Днепразот”, которое является монополистом по поставкам жидкого хлора для очищения воды, потребовало от правительства снизить им тарифы на газ и остановило производство. В результате заложниками ситуации оказались 3 тыс. сотрудников предприятия и миллионы украинцев.
До этого “Днепразот” с помощью схемы по перепродаже аммиака фактически получал газ от “Укрнафты” по низким ценам. А когда “Укрнафта” перешла на открытые тендеры, Коломойский поставил ультиматум: либо дешевое голубое топливо, либо украинцы останутся без питьевой воды.
В каких городах могут отключить воду и почему от одного предприятия зависит большая часть страны.
Кому “Днепразот” поставляет хлор и кто рискует остаться без воды
Жидкий хлор для очищения воды – всего лишь одна позиция из целого перечня продукции “Днепразота”. Основную прибыль предприятию приносили аммиачные удобрения, карбамид и каустическая сода. Для непосредственно производства жидкого хлора газ, из-за цен на который и остановилось предприятие, не нужен. Однако, как объяснили на заводе, производить только жидкий хлор они не могут, более того, без каустической соды не получится и жидкий хлор. Ежегодно “Днепразот” сжигает на производственные нужды сотни миллионов кубометров газа.
С 2011 года и по апреля 2018-го проблем с газом не было. “Укрнафта”, которая на 40% принадлежит Коломойскому и на 50% – государству через “Нафтогаз”, арендовало у “Днепразота” цех и поставляла туда 600 млн кубометров газа якобы на производство аммиака. Полученный продукт продавали тому же “Днепразоту”, но по ценам, как говорится в расследовании аналитиков консалтинговой группы А95, которые на 25-30% ниже рыночных. Фактически “Укрнафта” поставляла дешевый газ на предприятие Коломойского, оформив это как “аренда цеха под производственные нужды”
Такая схема позволяла “Днепразоту” показать в прошлом году прибыль в размере более 530 млн грн. Но в апреле этого года “Укрнафта” отказалась от сотрудничества с “Днепразотом” и оказалось, что за газ придется платить около 10 грн/куб. При таких условиях предприятие олигарха работать отказывается.
Но вместо того, чтобы модернизировать производство, сокращать операционные расходы и постепенно повышать тарифы на свою продукцию, как делают другие предпринималеи, Коломойский объявил ультиматум. Несмотря на подписанные контракты и выигранные тендеры, “Днепразот” в середине прошлого месяца закрылся. Жидкий хлор на украинских водоканалах заканчивается, поставлять необеззараженную воду они не имеют права, в результате украинцы рискуют остаться без доступа к питьевой воде.
И на самом предприятии, и в Ассоциации водоканалов заявили: “Днепразот” – единственный производитель жидкого хлора и от него зависят все украинские водоканалы. Однако некоторые регионы могут быть спокойны. Для примера, в Ивано-Франковске не используют хлор из Днепропетровской области. Там в 2012 году на деньги Всемирного банка купили оборудование, с помощью которого из соли делают оксидант для обеззараживания.
К слову, соль вместо хлора также используют и в Луцке, рассказали на местном водоканале. Предприятие еще лет пять назад купило две установки и теперь самостоятельно изготовляют оксидант. Единственная проблема – сотрудникам приходится переносить тонны соли. Но, как оказалось, инвестиция и увеличения трудозатрат того стоили. Сейчас, когда большая часть страны – заложники “Днепразота” – в Луцке могут спать спокойно. Не стоит ожидать проблем с водой и в Полтаве. Там используют вместо хлора гипохлорид в минимальных дозах.
А вот те водоканалы, которые очищают питьевую воду жидким хлором, попали под удар. Поставщики вещества могут быть разные. С кем-то “Днепразот” заключает прямые договора, а кто-то закупает их хлор, например, через Аульскую хлоропереливную станцию (сами они производством не занимаются, а всего лишь разливают и транспортируют жидкий хлор).
Судя по информации с официальных закупок, есть и другие поставщики жидкого хлора в Украине –николаевское предприятие “Логос”, общество с ограниченной ответственностью “Квартал” и др. Однако, судя по данным из реестра юрлиц, они занимаются оптовыми продажами того, что покупают у “Днепразота” или, например, импортируют из Румынии.
У всех независимых напрямую от “Днепразота” поставщиков после закрытия завода возникли проблемы с нехваткой хлора. Так, в Виннице (согласно PROZORRO, местный водоканал закупил жидкий хлор у предприятия “Логос”) его хватит примерно до 27-28 июля.
“До сегодняшнего дня хлоропереливная станция обеспечивала и еще обеспечивает выполнение своих договорных обязательств. У нас на прошлое воскресенье были меньшие запасы хлора, мы получили еще одну партию жидкого хлора. У нас на сегодняшний день есть запасов на 14 дней. Если взять ситуацию в целом, то она напряженная, но у нас она не критична”, – заявил на брифинге зампред главы местной ОГА Василий Пивовар. Чиновник отметил, что поставщик, с которым подписывали договора, сейчас пытается наладить импорт хлора из других стран.
В первую очередь от остановки “Днепразота” пострадают Харьков, Кропивницкий, Винница, Николаев, Запорожье и Днепр. “Мне непонятно, почему мы купили хлор для нужд города, а люди, которые за это отвечают, шантажируют полстраны”, – заявил на своей странице в соцсети мэр Днепра Борис Филатов.
Итак, согласно информации местных водоканалов, в Виннице запасы хлора закончатся 27 июля, в Днепре – 20 июля, в Житомире – 4-6 августа, в Запорожье – примерно 20 июля, в Кропивницком – 19 июля, в Харькове – 21 июля, в Николаеве – в конце июля,в Киеве – через месяц, Черкассах, Черновцах и в Ужгороде – во второй половине августа, а в Суммах – в сентябре. В остальных областных центрах ситуацию якобы не критична и запасов хлора хватит до возможного решения проблемы.
Вице-президентом Ассоциации “Укрводоканалэкология” Ольга Бабий заявила – если “Днепразот” не запустится, воду могут отключить в первых городах уже через несколько дней.
Вопрос денег
Премьер-министр Владимир Гройсман поручил решать вопрос с нехваткой хлора профильному министру Геннадию Зубко. План закупок уже якобы разработали. Ольга Бабий поясняет: вместо “Днепразота” хлор можно поставлять из Румынии. Но если годовая потребность водоканалов – более 800 тыс. тонн, то на данный момент речь идет всего лишь о 50 тыс. импортных тонн. Только за счет румынского хлора в ближайшее время решить вопрос не удастся. Кроме того, тендерные закупки занимают около 2-3 недель, то есть так или иначе водоканалам придется справляться без хлора.
В теории, любой водоканал может инвестировать средства в новое оборудование и отказаться от хлора. Однако на это понадобятся огромные инвестиции и длительные период на модернизацию оборудования.
Жидкий хлор от предприятий Коломойского обходился водоканалам примерно в 20-23 тыс. грн за тонну, рассказывает Бабий. Эту же информацию можно проверить и с помощью уже заключенных договоров на поставку реагента.
Импортный хлор обходится примерно в 45 тыс. грн за тонну, а с учетом всех дополнительных платежей и логистики конечная его стоимость увеличится в 3 раза. Такая ситуация отобразится и на тарифах для населения, рассказывают в Ассоцации водоканалов. Экономически обоснованная себестоимость воды увеличится как минимум на 2%.
На данный момент “Днепразот” просит у Антимонопольного комитета дать письменное разрешение на повышение цен и на самом заводе, и на Аульской станции. Однако главное их требование – дешевый газ, которые могли бы использовать для производство аммиака. И до тех пор, пока ситуация не разрешится, большая часть украинцев рискует остаться без проточной воды.
Учитывая, что фактически Игорь Коломойский шантажирует всю страну после того, как “Укрнафта” вышла из схемы поставок газа по предлогам производства, Антимонопольный комитет также имеет все основания рассмотреть и нарушение “Днепразотом” действующего закона. Завод фактически, воспользовавшись своим монопольным положением, потребовал для себя особых условий, невзирая на последствия. А так как поставки неочищенной воды угрожают безопасности всей страны, интересно также мнение СНБО.
Если ситуацию запустить, большая часть страны останется без воды, что нарушит санитарные нормы и может спровоцировать целый ряд проблем.