В Китае нашли древнейшее произведение искусства, возраст которого приблизительно 13 тыс. лет
Археологи обнаружили фигуру птицы, вырезанную из выжженной кости, которой приблизительно 13 тыс. лет. Ученые называют это древнейшим произведением искусства в истории Восточной Азии
Ученые предполагают, что первобытные люди начали создавать скульптуры в эпоху позднего палеолита примерно 40−12 тыс. лет назад. Одной из самых ранних подобных находок является 31-сантиметровая скульптура человека с головой льва, сделанная из бивня мамонта. Немецкие археологи обнаружили ее в 1939-м в пещере на юге Германии, и ученые предполагают, что это может быть самой древней скульптурой, возраст которой — около 40 тыс. лет.
Фигура человека-льва была признана древнейшим доказательством религиозного верования, а в 2017-м в ЮНЕСКО признали объектом всемирного наследия пещеру, в которой ее нашли. Что-то похожее вскоре может произойти и в одной из средневековых китайских построек недалеко от Пекина — Линцзин. Там археологи из Франции, Китая и Израиля недавно обнаружили небольшую фигуру птицы, возраст которой составляет более 13 тыс. лет.
Анализируя форму скульптуры, ученые предположили, что это птица семейства воробьиных. Авторы открытия также заявили, что найденная фигура хорошо сохранилась, и она может быть древнейшим произведением искусства в истории Восточной Азии. Ученые говорят, что подобные фигуры времен палеолита часто вешали на одежду, и для их создания использовали разные техники выскабливания, шлифовки, полировки, строжки, резания и т. д.
Эта статуэтка высотой примерно 12 миллиметров отодвигает появление первых скульптур животных в Восточной Азии на более чем 8500 лет: от неолита, когда люди начали вести оседлый образ жизни и обрабатывать землю, до палеолита, когда царили охотники-собиратели, отмечают авторы открытия.
«Статуэтка из Линцзина является единственным трехмерным объектом времен палеолита, вырезанным из обожженной кости и изображающим птицу на постаменте. Это также единственная резьба времен палеолита, для которой, благодаря исключительному состоянию сохранности, заключительные этапы ее производства могут быть подробно задокументированы», — указано в исследовании.
Анализируя статуэтку и окружающие материалы с помощью рентгеновского излучения в четырех различных исследовательских институтах по всему миру — включая Китай, Францию, Японию и США — ученые пришли к выводу, что она была сделана между 13 400 и 13 200 лет назад, всего в нескольких сотнях километров от того места, где сейчас находится современный Пекин.
Ориентация структуры кости статуэтки предполагает, что это древнее произведение искусства было вырезано из кости конечности млекопитающего, а цветной градиент указывает на своего рода контролируемый процесс нагревания, чтобы сформировать кость и сжать ее. Несмотря на то что у статуэтки, найденной в Линцзине, нет крыльев, авторы говорят, что ее контур, показывающий небольшой хвост, голову, горло, грудь и живот — не говоря уже о четких отметках, найденных там, где должны были быть глаза — почти полностью соответствует таковому у птиц.
«Наш анализ показывает, что художник из Линцзина выбрал подходящие методы и умело применил их, чтобы точно воспроизвести различные анатомические особенности воробьиных», — пишут авторы работы. «Статуэтка технологически и стилистически отличается от других экземпляров, найденных в Западной Европе и Сибири, и она может быть недостающим звеном, прослеживающим происхождение китайских скульптур в период палеолита», — утверждают ученые.
Ранее сообщалось, что в конце 2019 года археологи, работавшие в Индонезии, уверяли, что обнаружили самое раннее произведение искусства с сюжетом. История «рассказана» красным пигментом на стене пещеры. Сцена, в интерпретации ученых, показывает сверхъестественных людей, которые охотятся на диких животных.
Люди, жившие на острове Сулавеси, нарисовали это изображение свиней и рогатых животных еще 44 000 лет назад. Животных окружают люди или похожие на человека фигуры. Это произведение искусства на тысячи лет старше пещерного искусства в Европе.
Древние жители Сулавеси, подобно европейским пещерным художникам, рисовали много диких животных. На известняковых стенах животные выглядят крупнее, чем другие персонажи. В одном эпизоде эти фигуры группируются перед буйволом. Они, кажется, противостоят животному. Линии соединяют их стрелковое оружие с грудью буйвола. «Это довольно удивительно. Это повествовательная сцена, и мы впервые видим это в наскальном искусстве», — говорил автор исследования Максим Оберт, археолог из Университета Гриффита в Австралии.