Пятидневный протест в столице непризнанной Абхазии Сухуми закончился очередной сменой власти.
Массовый пятидневный протест в столице непризнанной Абхазии Сухуми, который сопровождался штурмом “президентской администрации”, закончился очередной сменой власти. Так называемый “президент” оккупированной Россией грузинской Абхазии Рауль Хаджимба ушел в отставку и не будет участвовать во внеочередных “выборах” 22 марта. Сразу за ним сложил свои полномочия и “вице-президент” Аслан Барциц. Исполнять обязанности “президента” будет “премьер” Валерий Бганба
Как действует оккупационный режим? Конфликты в Абхазии и Южной Осетии вспыхнули вначале 90-х. Причем, по словам министра Грузии по вопросам примирения и гражданского равноправия (в 2012 – 2016 гг.) Пааты Закареишвили, это стало первым этапом имперских амбиций России: в 1990-м – в Южной Осетии, в 1991-м – в Абхазии. Россия играла там на этнических противостояниях. Масла в огонь подлила массовая раздача российских паспортов в 2002 году. После военной агрессии России против Грузии в 2008-м, Москва признала независимость Абхазии и Южной Осетии, а через год разместила там свои военные базы.
По словам грузинских политиков, после войны в 2008-м официальный Тбилиси фактически отгородился от оккупированных Россией территорий и не проводил политику, направленную на деоккупацию и реинтеграцию. Лишь год назад начала действовать правительственная программа “Шаг к будущему”. Посол Украины в Грузии Игорь Долгов объяснял, что программа создает возможности для людей с оккупированных территорий получать в Грузии медицинскую помощь, дает доступ к образованию и поддерживает абхазский язык.
Однако, по словам Игоря Долгова, не Тбилиси отрезал эти территории, а Россия, путем прямой агрессии и развития военного присутствия на этих землях. По словам дипломата, в Абхазии, как и в оккупированном Крыму, вводятся внутренние ограничения и требования, которыми предусмотрено, что, если человек, проживая на территории Абхазии, не получил местный паспорт, он не может принимать участие в местных выборах, получать социальные льготы, не имеет доступа к образованию и т.д.
“То есть грубым административным давлением заставляют людей брать эти паспорта. Там есть марионеточный режим, эти “выборы” никем не признаются, эта самостоятельность никем не признается. Но вместе с тем для тех грузин, которые остались на территории Абхазии и не сбежали после войны 1993 года (а их было, напомню, 250 тыс, а сейчас, по разным оценкам, 30-40 тыс) эта оккупационная власть создает условия, при которых жизнь с грузинскими паспортами становится невозможной”, – объяснял Игорь Долгов.
Очередной “переворот”. В августе-сентябре 2019 года в Абхазии прошли “президентские выборы”. Победил тогдашний “глава” непризнанной республики Рауль Хаджимба, набрав во втором туре 47,4%. С этим не согласилась “оппозиция”, заявив, что по “закону” необходимо набрать более 50%. При этом их кандидат Алхас Квициния во втором туре набрал 46,17%.
Масштабные акции протестов “оппозиции”, которые переросли в штурм “администрации президента”, в Сухуми начались 8 января. “Президент” Рауль Хаджимба до последнего держался за власть, обвиняя в организации митингов боевиков “ДНР”. Так, по данным “Эхо Кавказа”, одна из главных фигур протеста в Абхазии – Ахра Авидзба, воевавший против Украины в составе банды “Пятнашка”. Одним из главных организаторов митинга его подают и российские СМИ.
По словам эксперта по международным вопросам Натальи Ищенко, главной причиной очередного переворота власти в Абхазии стала попытка России усилить свое влияние и контроль в регионе. “В 2014-м в Абхазии была приблизительно такая же ситуация. Были протесты, “президента” заставили уйти в отставку и объявили новые выборы. Тогда это разруливал лично Сурков. Пять лет назад он поддерживал Рауля Хаджимбу, тогдашнего лидера оппозиции, которого сегодня отправил в отставку. Предыдущего “президента” в 2014-м убрали, когда он начал раздавать абхазские паспорта грузинским беженцам, которые пытались вернуться. Сейчас Рауля Хаджимбу убирают, когда его команда якобы начала войну с абхазскими криминальными авторитетами на стороне грузинских криминальных авторитетов. Магистральная линия Кремля – избавиться от любого грузинского влияния на абхазские территории. И речь не идет о том, что Москва кого-то поддерживает или не поддерживает. Просто меняются исполнители политической линии Кремля “на месте”, а никакого другого реального влияния, кроме “сурковского”, то есть, кремлевского, в Абхазии нет”, – сказала Наталья Ищенко.
В пятницу 10 января “Верховный суд” Абхазии признал незаконным решение “ЦИКа” о победе Рауля Хаджимбы. Однако поставить точку в пятидневном кризисе удалось лишь к вечеру 12 января, когда Хаджимба официально подал в отставку, а “избирательная комиссия” назначила внеочередные “выборы” на 22 марта…
В понедельник, 13 января “парламент” непризнанной Абхазии официально принял отставку Рауля Хаджимбы, назначив исполняющим обязанности непризнанной республики “премьера” Валерия Бганбу. По информации российской службы BBC, в ближайшее время “парламент” непризнанной Абхазии может уточнить формулировки избирательного “закона”, чтобы избежать в будущем судебных разбирательств, которые привели к нынешнему кризису. Однако, все это никак не повлияет на российское влияние в регионе. По словам экспертов, бюджет Абхазии более чем на 50% состоит из прямых дотаций, которые выделяются из российского бюджета. К тому же, немаловажную роль играет российское военное присутствие на оккупированных грузинских территориях.