Заявление ирландской авиакомпании Ryanair об отказе от украинского рынка мгновенно записали в разряд "зрады" национального масштаба. Циркулируют разнообразные месседжи разной степени трагичности: начиная от нивелирования преимуществ безвизового режима, заканчивая повальным разочарованием инвесторов в Украине.
Но прежде чем делать поспешные и в большинстве своем поверхностные выводы, стоит разобраться в требованиях лоукостера, последствиях их принятия и бизнес-стиле компании. Подробнее читайте в материале.
Агрессивная компания
Ryanair – крайне агрессивный переговорщик, который традиционно выставляет многочисленные и трудновыполнимые условия, при этом не очень считаясь с нормами национального законодательства. Это авиакомпания с крайне неоднозначной репутацией бизнес-акулы. И “Борисполь” – далеко не первый аэропорт, который не договорился с лоукостером. В прошлом году компания со скандалом покинула аэропорт в Осло из-за введения нового налога. Чуть позже – сократила две базы в Италии из-за увеличения муниципального налога. Ryanair не раз обвиняли в недопустимом давлении и попытке влияния на налоговую политику ряда стран. Поэтому нет оснований полагать, что срыв соглашения с ирландской компанией отпугнет другие лоукостеры, которые отлично проинформированы о негибком имидже Ryanair.
Прежде чем договариваться с “Борисполем”, компания потерпела оглушительное фиаско с аэропортом “Киев”. Соглашение не подписали из-за требований авиаперевозчика, которые, по словам руководства “Жулян”, нарушали антимонопольное законодательство. Однако тогда “зраду” раскручивать не стали, быстро переориентировавшись на “Борисполь”.
“Еще по переговорам авиакомпании с аэропортом “Жуляны”, где владельцы частных пассажирских терминалов отказались от сотрудничества на условиях авиакомпании, было понятно, что требования европейского авиаперевозчика не слишком привлекательны для столичных украинских аэропортов. Необходимо было задуматься и предложить создать для Ryanair взаимовыгодные условия, а не оказывать давление на руководство государственного аэропорта с требованием любой ценой подписать соглашение – очевидно убыточное для предприятия”, – отметил исполнительный директор компании “Аэроджет” Анатолий Мазуренко.
Анализ соглашения
Соглашение в редакции Ryanair действительно содержало ряд, мягко говоря, необоснованных требований. Это бесплатные стойки регистрации, стоянки для такси, площади для рекламы, 35% от дохода Duty Free и еще масса привилегий.
“Очевидно, это требования, которые не сможет удовлетворить ни одно государственное предприятие. Не говоря уже о том, что лоукостер требовал предоставить 80% скидки на рейс “Киев-Лондон”. А по действующей публичной оферте аэропорта “Борисполь”, где установлены все скидки на аэропортовое обслуживание, такая скидка предоставляется только на новые рейсы. Рейс же “Киев-Лондон” таковым не является. В лондонские аэропорты уже давно летают МАУ и British Airways”, – подчеркнул в беседе с “Обозревателем” эксперт по авиационному праву, управляющий партнер юридической компании “ECOVIS Бондарь и Бондарь” Олег Бондарь.
Кроме того, Ryanair требовал фиксированную ставку в размере $7,5 с пассажира, которая бы покрывала три сбора (сбор за пассажирское обслуживание, сбор за авиабезопасность и сбор за взлет и посадку).
“Но если первые два сбора установлены законодательно из расчета за каждого пассажира, то сбор за взлет и посадку зависит от взлетной массы воздушного судна и количества пассажиров на борту. То есть он не может быть зафиксирован из расчета на одного пассажира”, – пояснил нам юрист.
Олега Бондаря смущает и еще одно условие: Ryanair настаивал на английском праве и Лондонском арбитраже, хотя договор об оказании аэропортовых услуг исполняется в Украине и регулируется многочисленными императивными требованиями украинского законодательства.
“Лондонский арбитраж в свою очередь одно из самых дорогих негосударственных арбитражных учреждений. И когда государственное предприятие передает свои споры на его исключительное рассмотрение, оно технически может значительно ограничить свое право на судебную защиту”, – подытожил Бондарь.
Бизнес, а не самовредительство
Соглашение, которое пытался протащить лоукостер, содержит не только необоснованные и невыгодные для аэропорта условия, но еще и в некоторой степени дискриминационные. Заходя в Украину, большинство инвесторов хотят увидеть честную конкуренцию и верховенство законов рынка. Однако Ryanair, напротив, пытается добиться для себя особых правил игры. “Жуляны” не могли пойти на требования ирландской авиакомпании еще и потому, что им пришлось бы объясняться с Wizzair. Венгерский лоукостер, у которого, кстати, куда большая история сотрудничества с Украиной, наверняка потребовал бы аналогичных условий. У “Борисполя” возникли бы схожие проблемы. И дело даже не в “Международных авиалиниях Украины”.
“British Airways 20 лет выполняет регулярные рейсы в “Борисполь” из Лондона, и будет абсолютно несправедливо, если для новой авиакомпании будут созданы более привлекательные условия на том же направлении, чем для давнего клиента (партнера). И судебный иск, например, British Airways может дорого стоить аэропорту “Борисполь”, –считает Анатолий Мазуренко.
Ко всему прочему стоит добавить, что демарш Ryanair может в итоге оказаться лишь переговорным ходом, чтобы усилить свои позиции. Этот трюк лоукостер тоже проделывал не раз. В любом случае премьер-министр Владимир Гройсман уже анонсировал возобновление переговоров с компанией.
Истерия вокруг срыва соглашения порождена во многом тем, что его подписание Министерство инфраструктуры преподносило как свершившийся факт. В результате украинцы начали покупать билеты и планировать поездки, в то время как переговорный процесс, причем очень проблемный, был в самом разгаре. Ключевой момент этой истории – любая бизнес-договоренность должна носить взаимовыгодный характер. В ином случае это либо благотворительность, либо самовредительство.