Новости общества

В оккупированном Крыму люди снова страдают от химических осадков: все подробности катастрофы

За прошедший год, кроме мер, принятых для «ликвидации последствий чрезвычайной ситуации техногенного характера», по сути, ничего не предпринималось.

Химические испарения, ставшие в августе и сентябре прошлого года поводом для установления режима чрезвычайной ситуации, крымских оккупационных «чиновников», похоже, ничему не научили: год спустя оккупированный Армянск снова бьет в набат и кричит о вернувшихся химических осадках с завода «Крымский Титан», сообщает местный сайт ForPost.

О том, что ситуация с кислотонакопителем завода «Титан» может повториться этим летом, ученые предупреждали еще в начале года. Предупреждения сбылись: пришла жара – ушла вода. Ушла вода – пришли химикаты, испаряющиеся днем, но выпадающие осадками ночью. «Люди сообщают о том, что ночью появляются неприятные запахи, я сам тоже по утрам чувствую жжение в горле, — рассказал ForPost местный «депутат» Виктор Мохов. – Это началось около месяца назад, стало сильнее, когда пару недель назад установилась жара».

По словам депутата оккупационного «горсовета» Армянска, «тяжелым» воздух становится с девяти-десяти часов вечера, удушье держится до утра. Особенно жалуются люди, живущие ближе к земле: на нижних этажах многоэтажек или в частных домах.

«Ко мне в гости пару месяцев назад приехала дочка, она была абсолютно здорова. Теперь каждое утро начинается с кашля и с того, что печет горло, — рассказал ForPost один из местных жителей. – Ночью очень жарко, мы на ночь открываем окна, так делают все, у кого кондиционеров нет. И всю ночь мы дышим воздухом, который загрязнен. А утром – все: глаза слезятся, нос заложен. Что-то раздражает и выглядит это, как аллергическая реакция».

По мнению председателя крымской «республиканской» ассоциации «Экология и мир», доктора наук Виктора Тарасенко, который в прошлом году одним из первых заявил о причинах химических испарений в воздухе, за прошедший год ситуация, к сожалению, практически не изменилась.

«Были приняты некоторые превентивные меры – но при таких огромных площадях и масштабах накопленного «добра» это совершенно не решает проблему, – пояснил эколог. – Конечно, сейчас нужно давать побольше воды. Пока шли дожди, воды хватало. Если сейчас еще месяц постоит такая жара, уйдут остатки пресной воды и начнется то, что было год назад».

Отдельные участки кислотонакопителя, по словам эколога, на протяжении многих лет следящего за ситуацией на севере Крыма, начали оголяться уже сейчас – отсюда и «первые ласточки» тревожных новостей от местных жителей. То, что осадок выпадает в ночное время, легко объясняется обычным перепадом температур.

«Начинается активное испарение концентрата, отсюда атаки этих ингредиентов, которые, днем находятся в парообразном состоянии, а ночью проходят точку росы, переходят в капельно-жидкое состояние и выпадают на все: на деревья, на поверхности, на тело человека», – пояснил ученый.

За прошедший год, кроме мер, принятых для «ликвидации последствий чрезвычайной ситуации техногенного характера», по сути, ничего не предпринималось. Ученые в течение года обивали пороги, предлагали разные варианты решения проблемы, от специального микромолекулярного покрытия на кислотонакопитель до переработки шламов и реорганизации технологического процесса. Но все как обычно упирается в деньги, которых не нашлось даже на испытательные мероприятия.

Так, в январе 2019 года к проблеме северного Крыма собиралась подключиться группа ученых Российской академии наук во главе с академиком Леопольдом Леонтьевым. Коллектив планировал прилететь в Крым в конце января, чтобы получить от местных ученых накопленные за десятки лет материалы и начать свои исследования. Не сложилось.

Чтобы получить подтверждения теориям ученых, нужно провести исследования, которые могут обойтись в десятки миллионов рублей. Таких денег, несмотря ни на серьезность проблемы, ни на привлечение внимания федеральных властей, ученым найти не удалось.

Источник: sprotyv.info

Ольга Степанова