Новости общества

Президент ЕЕК Вячеслав Моше Кантор о том, кто такой антисемит и почему важно его определить

Тема определения антисемитизма для многих экспертов по борьбе с нетерпимостью, в том числе для президента Европейского еврейского конгресса (ЕЕК) Вячеслава Моше Кантора является особенно важной.

Ведь как победить врага, если он даже не определён? Разночтения, манипуляции определением того, что считать антисемитизмом, а что – нет, происходили слишком долго.

В 2021 году исполнилось 5 лет окончательному единому определению этого вида нетерпимости, которое разработали и представили общественности специалисты Международного альянса в память о Холокосте или IHRA. С тех пор Вячеслав Моше Кантор был в числе первых адвокатов этого определения, продвигал его принятие на самом высоком уровне по всей Европе и даже в мире. Результатами в целом уже можно гордиться, ведь, по данным Центра Кантора при Университете Тель-Авива, сегодня список тех, кто взял в работу это определение, уже насчитывает более 450 организаций и институтов – причём не только в Европе, но и далеко за её пределами – а также правительства нескольких десятков стран, спортивных клубов, крупных международных компаний и даже несколько религиозных организаций.

Принятие определения сам Вячеслав Моше Кантор считает важным шагом в деле борьбы с антисемитизмом и также считает достижением то, что всего за пять лет экспертному сообществу удалось мобилизовать такую внушительную группу компаний, организаций, правительств и так далее на дело искоренения антисемитизма по крайней мере из их рядов.

Говорить об актуальности проблемы тоже не приходится – в 2020 и первой половине 2021 года мир переживал и продолжает переживать один из самых серьёзных всплесков антисемитизма за последние годы, убеждён Вячеслав Моше Кантор. Причём распространяется нетерпимость как по информационным каналам (ведь интернет за месяцы изоляции и ограничений стал для большинства – в том числе и злоумышленников – единственным каналом связи и получения новостей), так и на улицах, стоит только ослабнуть ограничениям. Поводя итоги 2020 года, Вячеслав Моше Кантор отмечал, что уровень нетерпимости в сети достиг такой точки, что евреи начали всерьёз опасаться того, что эта ненависть выплеснется в офлайн. Увы, мрачные предсказания оказались недалеки от правды – очередное обострение отношений между Израилем и Палестиной породило множество митингов и акций протеста, а вместе с ними – и правонарушений, и преступлений, и угроз, и обвинений в адрес всех евреев мира, даже тех, что к Израилю не имеют отношения и живут совсем в других странах.

Перенаправление ненависти с государства Израиль на всех евреев без исключения – давняя антисемитская практика, отмечает Вячеслав Моше Кантор. События за многие тысячи миль используются как повод, чтобы разжигать ненависть по отношению к целой нации. Такое было в начале 2021 года, такое же наблюдалось после заявления Трампа о том, что США признают Иерусалим столицей Израиля. По мнению Вячеслава Моше Кантора, подобные тенденции лишь в очередной раз подтверждают важность и необходимость принятия определения антисемитизма, поскольку там отражён и этот нюанс.

Определение не проводит особых разграничений между разными формами и видами антисемитизма, отмечает Вячеслав Моше Кантор, – точно так же, как этих разграничений не проводят и сами антисемиты. Именно поэтому споры вокруг того, является ли антисионизм антисемитизмом, президент ЕЕК считает бессмысленными – настолько же бессмысленными, как споры о курице и яйце. Израиль в понимании антисемитов – это оплот всего еврейского и еврейства в целом, считает Вячеслав Моше Кантор, а потому и ненависть с него на целый народ, многие представители которого живут совсем в других странах, и переходит так легко.

Оксана Ельченко