Стало известно, почему в Германии украинцы становятся жертвами нападений чаще других

В Германии существенно выросло количество преступлений против украинцев. С одной стороны, это объясняется значительным ростом количества украинских беженцев в этой стране. Но с другой – это может свидетельствовать об опасной тенденции, поскольку значительная часть нападений совершается на политической почве.

Германии достаточно активна российская диаспора и, несмотря на войну России против Украины, здесь можно увидеть пророссийские акции. Самыми масштабными собраниями являются торжества 9 мая, пишет bbc.com .

В этом году, как и в прошлом, полиция Берлина запретила во время памятных мероприятий 8 и 9 мая украинские, российские, советские флаги, а также флаги “ЛНР” и “ДНР”.

Прошлогоднее такое решение возмутило украинцев, поскольку Берлин приравнял символику Украины к символике сепаратистов и России. Этот шаг тогдашний посол в Германии, Андрей Мельник, описал как “пощечину Украине и украинскому народу”.

Но власти немецкой столицы таким образом пытаются избежать провокаций и столкновений во время памятных мероприятий по увековечению погибших во Второй мировой войне.

Общественные активисты подали в суд с требованием отменить запрет на украинские флаги 8 и 9 мая. По состоянию на вечер пятницы, 5 мая, административный суд Берлина признал запрет украинских флагов незаконным. Российские флаги остаются запрещенными.

Почему же в Германии украинцы так часто становятся жертвами нападений – мы попытались разобраться.

“Кричал, что я нацист”

“Была 8:40 утра, я ехал эскалатором в метро на урок немецкого. Вдруг меня обгоняет гораздо больше меня мужчина, начинает показывать средний палец и кричать на немецком, что я нацист”, – так началось январское утро в Берлине для украинца Артема.

Через несколько минут мужчины оказываются на платформе, Артем вынимает телефон, чтобы снять все на видео, мужчина продолжает кричать, отбирает телефон, и в конце концов несколько раз бьет украинца кулаком по лицу. После этого садится в вагон метро и уезжает.

Парень связывает нападение с украинской символикой – на его рюкзаке сине-желтый значок. Он обратился в полицию, где его заявление зарегистрировали, сфотографировали следы удара и пообещали найти записи с видеокамер в метро, которые подтвердили бы слова парня.

На Артема напали через несколько дней после еще одного нападения в метро – две украинки, 24 и 25 лет, ехали в вагоне днем, как вдруг русскоязычные мужчины начали их ругать. Женщины вышли из вагона на станции “Александрплатц”, в самом центре Берлина, мужчины двинулись за ними и ударили одну из девушек по голове. Нападавшие скрылись, полиция открыла дело о нападении.

У владелицы украинского ресторана Анжелы поток травли не останавливается уже больше года, с начала полномасштабного вторжения. “Звонят каждый день со скрытого номера разные люди, на русском языке, нецензурно меня “поливают”.

Но однажды позвонил мужчина и спокойно на немецком языке спросил: “Вы же не хотите проблем? Зачем вы повесили два фашистских флага на окнах?” Так он назвал флаги Украины, которые Анжела развесила на окнах ресторана 24 февраля. Сначала она их сняла, но через несколько дней вернула – после чего ночью в ее ресторан ворвались неизвестные и разбили все, что было внутри, кроме окон.

“Воровать у нас ничего, разве что вареники в холодильнике. Я вызвала полицию, рассказала о звонке, а они мне: “Да а зачем вы провоцируете, снимите флаги”. Я снова сняла, а потом мне так обидно стало, поэтому я снова вернула – но один флаг, чтобы меньше было проблем».

Более миллиона беженцев

За убежищем в Германию приехало более миллиона украинских беженцев. Около 80% из них – женщины, около трети – дети и подростки.

Берлин стал одним из наиболее принявших городов – по разным данным от 70 до 100 тысяч. Все беженцы от войны получают временную защиту до 2024 года с правом на работу и обучение, могут бесплатно посещать интеграционные курсы немецкого языка или другие необходимые для трудоустройства профессиональные курсы.

Также есть право на социальную помощь – 502 евро в месяц для взрослых, супружеских пар – 451 евро на человека, для детей – от 318 до 420 евро, в зависимости от возраста. Государство может оплачивать жилье, с которым в Берлине еще до войны было непросто, поэтому украинцы в основном проживают у частных лиц.

Кроме нападений на отдельных людей, в Германии также фиксируют рост нападений на убежища для беженцев. В октябре прошлого года горел приют для украинских беженцев в немецкой земле Мекленбург – Передняя Померания. Обошлось без жертв, а в помещении тогда проживало 170 украинцев. Полиция подозревает поджог.

В конце октября в другой земле, Нижней Саксонии, 34-летний мужчина стрелял из пневматического пистолета в жилище украинских беженцев. В доме никто не пострадал, двое мальчиков в то время играли во дворе.

Всего, как сообщает издание Osnabrücker Zeitung со ссылкой на Федеральное министерство внутренних дел, в прошлом было совершено 121 нападение на приюты для беженцев. Это на 73% больше по сравнению с 2021 годом, когда таких преступлений было 70.

Давление на активистов

Украинское сообщество в Берлине довольно выразительное: концерты, выставки и фестивали с участием украинских художников, кинофестиваль украинского кино, бесплатные показы для детей фильмов на украинском языке, украинская кухня на популярном фудмаркете. На административных зданиях и музеях висят украинские флаги, а на центральном железнодорожном вокзале долго висел огромный баннер “Поддерживаем Украину”.

Мощным голосом есть и украинские общественные организации, в частности, объединение молодых украинцев в Германии Vitsche (“Вече”), которые проводят масштабные акции протеста и культурно-просветительские мероприятия.

По словам члена правления организации Евы Якубовской, за год своей деятельности активисты неоднократно обращались за помощью в правоохранительные органы.

В марте 2022 года в польский культурный институт Пилецкого в Берлине, где расположен штаб украинских волонтеров, приходили “мужчины с барсетками” и фотографировали лица присутствующих. Активисты вызвали полицию, просили установить охрану, а после отказа – самоорганизовались и поочередно караулили на входе.

Вскоре в квартиру одного из участников “Вече” зашли неизвестные, переставили вещи, а в ванной рассыпали порошок. И скрылись. Также неизвестные пытались попасть в дом Евы. Полиция зафиксировала все эти события, но какого-то результата расследования до сих пор нет.

За 2022 полиция Берлина зафиксировала 3430 случая обращений, в которых пострадали украинцы. Это вдвое больше статистики в 2021 году – тогда таких случаев было 1515. За январь 2023 насчитали уже 342 случая.

Увеличение таких дел полиция объясняет “значительным потоком беженцев из Украины из-за российско-украинского конфликта”. Но Альянс украинских организаций в Германии утверждает, что украинцы становятся жертвами преступлений чаще других этнических групп.

К примеру, в Берлине среди нападений с телесными повреждениями пострадавших украинцев в 2,5 раза больше, чем представителей других групп. Там предполагается, что речь идет о преступлениях на почве ненависти, хотя полиция избегает таких формулировок.

“Люди не чувствуют себя уютно, носить украинскую символику на себе становится опасно, – говорит Ева из “Вече”. – А россияне чувствуют себя защищенно, потому что никто в метро и слова не скажет россиянину, который кричит на украинку “слендра, бандеровка”. Он будет говорить на немецком языке, а приехавший, очевидно, не всегда. И в состоянии шока не сразу можешь что-то ответить нападающему или обратиться к другим пассажирам за помощью”.

Российское сообщество и пророссийские акции

Согласно данным Федерального ведомства статистики Германии, в 2020 году в стране проживало около 3,5 миллионов русскоязычных: это и поздние переселенцы (этнические немцы), и второе поколение мигрантов, и выходцы из стран бывшего Советского Союза.

В центре Берлина расположен Российский дом культуры и науки, деятельность которого начала расследовать в начале года немецкая прокуратура. В разных уголках немецкой столицы можно наткнуться на российские магазины, а в районе Шарлоттенбург (который из-за значительного количества российских мигрантов еще называют “Шарлоттенаград”) работает огромный магазин “Россия”.

С началом войны на улицах Берлина появились надписи на немецком “Das ist nicht unser Krieg” (“Это не наша война”), которые иногда или зарисовывают, или меняют на “Это и наша война тоже”. А в городах Германии проходят акции протеста против роста цен с призывами прекратить поддержку Украины и против санкций.

В начале апреля 2022 года, сразу после первых публикаций о зверствах российской армии в Буче, Берлином состоялся автопробег из более 400 автомобилей, украшенных российскими флагами. По данным издания Berliner Zeitung, акцию зарегистрировал мужчина из русскоязычной общины Берлина. Он выходец из Советского Союза и живет в Берлине с 2001 года.

На одной из машин был знак Z, который полиция задержала и возбудила уголовное производство. “Сама демонстрация с российским флагом не запрещена, и поэтому мы не можем ее запретить. Это подпадает под свободу собраний”, – заявила тогда глава Берлина Франциска Гиффай.

“Таким образом, они пытаются перебить новостную повестку из Украины”, – объясняет Ева эти акции.

“Подруга вышла из дома в украинском флаге, участники автопробега ее увидели, начали на нее кричать и обзывать хвойдой. Наша акция была неподалеку, и мы обратились за помощью к полицейской, которая отвечала за охрану – объяснили, что среди участников большое количество женщин с детьми , а рядом пророссийский митинг. Она нас услышала, и подъехали еще несколько полицейских машин с помощью”, – рассказывает Ева.

Однако одним из самых масштабных ежегодных пророссийских собраний является торжество 9 мая на территории мемориального комплекса советским воинам в Трептов-парке в Берлине.

В 2022 году во избежание провокаций власти немецкой столицы запретили любую советскую, российскую и украинскую символику. Это вызвало негодование со стороны украинцев.

Активисты “Вече” за день зафиксировали более 100 случаев нарушений участников пророссийского собрания – угрозы украинским активистам, нападения, словесные оскорбления. На акции были флаги СССР, России, ДНР, футболки со Сталиным и георгиевские ленты. Отчет о нарушении передали мэру Берлина, в “Вече” так и не дождались официальной реакции на это.

Почему это происходит?

Немецкий исследовательский центр CeMAS, который, в частности, изучает дезинформацию и идеологию заговора, провел опрос среди жителей Германии по поводу войны России против Украины.

Согласно ему, 40% немцев, по крайней мере, частично считают, что НАТО спровоцировало Россию начать войну, а 35% – что Украина исторически не имеет права на территориальные претензии и фактически является частью России. У опрошенных из Восточной Германии пророссийские настроения еще выше.

Такие результаты, по мнению Себастьяна Криста, эксперта по немецко-украинским отношениям связаны с тем, что об Украине мало знают.

“В фокусе всегда была Россия – существовало убеждение, что из всех стран Восточной Европы, Россия – единственная, которая может говорить с Германией наравне. Десятилетиями немцам об Украине рассказывали корреспонденты в Москве, а на студиях Восточной Европы изучали русский. Между двумя странами веками существовал тесная историческая связь”.

После падения Берлинской стены приобрело популярность убеждение, что больше нужды в большой армии нет и наконец-то можно наладить связи с Россией.

Однако после начала полномасштабного вторжения произошли изменения – то, что Олаф Шольц в своей исторической речи назвал “Zeitenwende” (переломный момент).

“Он имел в виду не только оружие, но и разочарование в России. Но, по моему мнению, 30-40% немцев до сих пор не считают Украину независимым государством, и убеждены, что эта война должна закончиться, ведь Украина не имеет права защищаться. Для многих слова “Советский Союз” и “Россия” были тождественны”, – говорит эксперт.

Крист отмечает, что, в конце концов, за год многие немцы смогли поближе познакомиться с украинцами, помогли и продолжают им помогать.

“Я начал оглядываться”

Немецкая полиция просит обращаться к ним за помощью, ведь насилие, в том числе физическое, является серьезным правонарушением.

Согласно немецкому уголовному кодексу, физическое нападение может караться вплоть до пяти лет заключения. В более сложных случаях, например, нападение с опасным оружием или в группе, наказание может быть до десяти лет лишения свободы.

Украинец Артем после избиения не изменил свой привычный маршрут на обучение, который стал неприятным опытом.

“Свой значок я не снял, на украинские акции протеста буду ходить. Но теперь очень дискомфортно ездить в метро, даже страшно, и впервые в жизни я стал оглядываться – кто едет сзади меня”.

Однако Татьяна свою сине-желтую ленту сняла: “Одеваю ее на протесты или в праздники, когда знаю, что будет много “своих”, и можно не волноваться”.

fox