Политические новости

Закончился «золотой век» Януковича, – Александр Сушко

Какими бы кризисными и напряженными внешне ни выглядели последние месяцы, в будущем период «надежд на Вильнюс» будет считаться лучшими временами за весь период президентства Виктора Януковича.

За последние несколько дней фактор Юлии Тимошенко стремительно превратись из фундаментальной препятствия на пути к подписанию Соглашения об ассоциации (СА) в чисто техническую зацепку, которая будет использована обеими сторонами для объяснения своей правоты и оправдание провала Вильнюса (ЕС скажет, что не может поступаться принципами, а Киев – что не хочет «евроинтеграции любой ценой») . В то же время на самом деле на самом высоком уровне уже принято решение о «паузе» в евроинтеграции. И Тимошенко теперь – только предохранитель от Вильнюса. Такое мнение высказал в своем блоге на Корреспонденте Александр Сушко – политолог, Председатель Правления Международного фонда «Возрождение».

Чтобы вдруг не случилось чуда, в ближайшие дни, кроме фактора ЮВТ, будут созданы дополнительные предохранители в виде отказа от принятия во втором чтении законов о прокуратуре и о выборах – на случай, если каким-то чудом или Тимошенко призовет ЕС подписать Ассоциацию без ее освобождения, или ЕС (что почти невероятно) сам примет такое мнение. Поэтому упомянутые законы не будут приняты во втором чтении до контрольной даты 18 ноября, когда ЕС будет принимать решение относительно Украины. Таким образом все предпосылки для отрицательного решения ЕС будут обеспечены.

Таким образом соглашение будет отложено на неопределенное будущее, и тем самым будет подведена черта под «золотым веком» президента Януковича.

Да, в общем фундаментальных изменений в стране не произошло. Но те несколько месяцев, предшествовавших пустому для Украины, как выяснилось, саммиту в Вильнюсе, в будущем будут оцениваться как наиболее конструктивный, мирный и результативный период президентства Януковича.

Вот факты в обоснование данного тезиса :

· В Украине впервые за много лет был достигнут хоть и ситуативный, но вполне обоснованный и логический консенсус вокруг внешнеполитических приоритетов и стратегических целей страны. Текст Соглашения об ассоциации был по крайней мере формально воспринят всеми ключевыми субъектами как общий путь, как указатель реформ, как программа действий во внутренней и внешней политике на ближайшие 10 лет.

· Впервые проявлением «европейских амбиций» стало не продуцирование деклараций, а принятие законодательства, которое, хотя и не было совершенным, но свидетельствовало об общем движении в направлении ценностей демократии, прозрачности и подотчетности власти.

· Притормозилось сползание к авторитаризму, который был очень заметным в 2010-2011 годах.

· В общественном мнении впервые в истории независимой Украины сформировалась существенное преимущество сторонников европейского вектора развития над постсоветской ностальгией. Были заложены основы более глубокого, чем раньше, общенационального консенсуса вокруг европейской перспективы страны.

· Европейский выбор, хотя и в специфическом «донецком» исполнении, благодаря позиции правящей партии, постепенно приобретал легитимацию в глазах избирателя Востока и Юга. Тем самым закладывались основы для преодоления исторического раскола идентичностей и формирование целостного самосознания украинской нации в европейском «экстерьере».

· Впервые за много лет большая цель заставила значительное количество политиков подняться над мелочностью, фобиями и политической конъюнктурой, и объединить усилия …

Сейчас этот короткий исторический цикл – завершен. «Нам некуда спешить» – говорит власть. «Мы поднимем флаг преданной евроинтеграции» – говорит оппозиция. И все ступают на минное поле, с которого вернутся не все. Но самый острый вопрос: какой вернется с него страна?

Наибольшей ошибкой или лукавством тех, кто будет пропагандировать тезис о «паузе» в евроинтеграции, является предположение о том, что через условно год сложатся лучше, чем сегодня, политические и экономические предпосылки для подписания Соглашения об ассоциации. На самом же деле через год мы окажемся в ситуации, когда о подписании Соглашения смогут рассуждать только неисправимые фантазеры. Этому есть внутренние и внешние причины.

Во-первых, разрушение хрупкого внутриполитического консенсуса и фактическое начало президентской кампании будет означать возвращение к режиму войны против всех и восстановления ослабленных «до Вильнюса» процессов закручивания гаек. Политическая карта снова станет черно – белой, а борьба приобретет варварские черты. Первым сигналом станут довыборы 16 декабря, уровень «честности» и «демократичности» которых, скорее всего, будет еще одним шагом назад по сравнению с октябрем 2012 года. Вполне возможно усиление давления на неподконтрольный бизнес и появление новых фактов «выборочного правосудия», т.е. арестов оппозиционных деятелей, а возможно и общественных активистов.

Следует признать, что «перспектива Вильнюса» в течение последнего года выступала мощным сдерживающим фактором от дальнейшего регресса демократических процессов в Украине, ЕС вполне продемонстрировал действенность своей «мягкой силы», но с провалом Вильнюса действие данного фактора прекращается со всеми вытекающими последствиями.

Во-вторых, Путин ни за что не согласится предоставлять Киеву финансовую поддержку без гарантий невозвращения на путь ассоциации с ЕС хотя бы на перспективу до президентских выборов 2015 года. Ведь формально ЕС 18 ноября не откажет навсегда и не закроет путь, а лишь отложит Соглашение до того времени, когда Украина «выполнит необходимые критерии». Итак, теоретически Янукович сможет в любой момент вернуться к подписи – даже уже весной 2014.

Чтобы избежать такого риска, Путин будет настаивать на создании такого предохранителя, который бы свидетельствовал о необратимости курса Киева на временную самоизоляцию. Таким предохранителем, кроме описанной выше дальнейшей деградации отечественной политики, может стать, например , фактический или юридический выход Украины из Договора о европейском энергетическом сообществе или отказ от других, важных, ныне действующих обязательств Украины перед ЕС.

Предохранитель должен быть таким, чтобы заставить ЕС четко заявить о его несовместимости с намерениями заключить Соглашение об ассоциации.

Благодаря созданной иллюзии «необратимости европейского выбора» Януковичу удалось поднять ставки в большой игре и заставить Путина платить не за вступление в Таможенный союз (об этом речь пока не идет), а только за срыв Ассоциации с ЕС. Но факт срыва, когда он окончательно произойдет, в свою очередь, резко снизит ставки .

После провала Вильнюса российские компенсации, возможно, будут ощутимыми о их эффект – краткосрочным. Как только Путин убедится, что у Януковича уже не осталось реального шанса вернуться на рельсы ассоциации с ЕС, коридор для украинского президента будет резко сужен, а дальнейшая помощь будет обусловлена ​​исключительно полной политической капитуляцией в формате вступления в Таможенный Союз.

На тот момент поезд евроинтеграции уже уйдет, руководство Украины будет признано недоговороспособным и политико – психологические последствия Вильнюсского фиаско закроют любой путь к возвращению вчерашней ситуации, когда официальному Киеву казалось, что он стал подлинным субъектом большой политики.

Какое же наследство оставляет «золотой век» Януковича, который уходит? Некоторые изменения, произошедшие в последнее время, вряд ли можно отыграть назад.

Во-первых, существенно снижены зависимость от российских энергоносителей. И хотя возможно (но не гарантировано) снижение цены на газ может спровоцировать временную обратную динамику, объемы закупок уже никогда не вернутся ни до 50-52 млрд кубов (объемы 2007-2008 гг ), ни даже до скромных 40 млрд , предусмотренных контрактами 2009. Постепенное сползание с российской газовой иглы, скорее всего, будет необратимым. Российский газ перестанет быть главным фактором обеспечения энергопотребления Украины.

Во-вторых, Россия уже никогда не будет восприниматься бизнесом в качестве надежного и предсказуемого торгового партнера. 25 % потерь во взаимной торговле с РФ не будет компенсировано полностью, хотя некоторые санкции будут сняты. Как следствие, Россия уже не восстановит в обозримой перспективе места главного торгового партнера Украины, которое она держала четыре последних года. Даже без ассоциации Евросоюз уже по итогам 2013 станет крупнейшим торговым партнером Украины и, высоковероятно, будет держать эту позицию и в дальнейшем.

Но самое главное – общество почувствовало вкус к единству, стратегическому компромиссу и общей идеи, увидело реальность и стоимость объединения вокруг понятной, реалистической и привлекательной цели.

Единение вокруг общего видения – европейского будущего Украины – станет стержнем любого жизнеспособного проекта новой Украины: после Януковича и его причудливого «золотого века».

По материалам Власти.нет
regional